По просьбе читателей. Засечная черта - это оборона

Далее к югу, по «большому чёрному лесу», засека направлялась к Кобылинскому лесу. Здесь документы начала XVII века упоминают несколько полян «под Засекою». На водоразделе Майдана (в то время Модана) и Тёши засека прикрывалась лесом, системой карстовых провалов и оврагами речных систем этих рек. В Экономических примечаниях к материалам Генерального межевания 1785 года при описании Шатков упоминается небольшая речка Засека – приток Тёши. Прикрыв с востока Шатки, черта спускалась к тешинской пойме и пересекала реку где-то между устьями Ельтмы и Нацмы. Документы сообщают о сенных покосах владельца Шатков И. Аргамакова: «В Шатковском лесу…на погорях от засеки вверх по Тёше». При пересечении Тёши, река, скорее всего, была просто завалена лесом.

Переправившись через Тёшу, засечная линия уходила на юго-запад. Здесь засека опиралась со стороны поля - на Долгие болота между Нарзимкой и Нацмой и болотистую пойму Нацмы, их болота и топкие места, с «русской стороны» – на болотистую пойму Ельтмы. К югу от Шатков на всем протяжении (9 км) лесного массива между Кичкилеем и Нарзимкой лучше естественной дополнительной защиты придумать было невозможно.

Воеводы не могли не отметить этого. В этом районе враг мог прорваться за черту лишь по узкому участку, по большой дороге, ведущей с юга. Здесь засека и пересекала большую дорогу, что и подтверждается документами. Уже упоминаемые сенокосы И. Аргамакова располагались во многих местах, в том числе «… на Шатковском лесу за засекою у рву и за рвом по речке Нацме болотина по обе стороны большие дороги». Это документально подтверждает расположение засеки за Шатками в районе речки Нацмы. Где-то здесь же, между Нацмой и Ельтмой, на большой Алатырской дороге и стояли Шатковские ворота, в 5 верстах к югу от Шатков. Здесь же упоминается ров – дополнительное искусственное укрепление.