Наша история. Народное образование в Шатковском крае до 1917г.

И, хотя не все попечители характеризовались с наилучшей стороны, как например, в статье «Нижегородских губернских ведомостей»: «Имеются у нас в школах попечители, сии господа никаких особых забот не проявляют и только числятся в присвоенном им звании.(№ 12, 15.03.1900)», многие действительно заботились о вверенной им на попечение школе и вкладывали в нее свои средства. Выше мы уже упоминали, что на средства попечителя была построена школа в с. Кирманы. На средства  И. П. Кутлубицкого - попечителя Алемаевского училища было обеспечено  училище дровами,  произведен ремонт в училище и приобретен волшебный фонарь для школьных и народных чтений. А. А. Тарховым, попечителем  Вонячкинского и Хиринского училищ, были пополнены школьные библиотеки при училищах и пожертвованы учебные пособия. Кроме того, в Вонячкинском училище выдавался горячий  завтрак  ученикам из соседних деревень, а при Хиринском открыты 2 воскресные школы. Попечителем Коринского училища  А. А. Богодуровым в течение всего учебного года уплачивалось жалование помощнице учительницы, пополнена школьная библиотека и устроена елка для учеников. Попечителем Ратмановского и Тоузаковского училищ  С. П. Петровым давалось отопление и все учебные пособия в оба училища. Попечителем Пановского училища С. С. Лапаевым пожертвованы 25 руб на приобретение учебников и учебных пособий. 

С каждым годом увеличивалось число учащихся в школах, а также число окончивших курсы, т.е. проучившихся до конца курсов и успешно сдавших экзамены. Кроме того, с каждым годом среди населения увеличивалось стремление к более полному образованию. Многие крестьянские дети, по окончании курса начальной школы, поступали в  гимназии, городские 4-классные и сельские 2-х классные училища». И это не смотря на то, что учеба детей обходилась дорого для крестьянина, да и при учебе детей хозяйство лишалось рабочих рук.  Корреспондент из села Хирина  пишет в «Нижегородскую земскую газету»: «не всем хватает места в школе, а многие детей посылали бы в школу охотно, но нет средств: нужны бумага, перья, карандаши, а главное, весной мальчик нужен по хозяйству, на бороньбу, на пастьбу, и т.п.» (Нижегородская земская газета, № 2, 11.09.1903)

В связи с бедностью средств многие крестьянские общества брали ссуды на строительство школьных зданий. Так, Арзамасская  управа отправляла в губернскую управу ходатайство общества крестьян с. Шатков о выдаче ссуды на постройку школьного здания в 1000 рублей с рассрочкой уплаты на 10 лет  и просила удовлетворить просьбу крестьян, выдав им ссуду под гарантию уездного земства («Нижегородская земская газета», №11, 1903). Ходатайство Арзамасской управы было удовлетворено. Также под гарантию уездного земства была выделена  ссуда на постройку зданий для земской школы  Красновысельскому обществу на 10 лет  200 рублей.(«Нижегородская земская газета», № 47, 24.11.1905)

В первое десятилетие XX века открываются училища в Великом Враге, Гаврилове. Ногаеве, Красных Выселках, Путятине. К 1911 году на территории района (Арзамасский уезд) действовало 29 училищ, в которых обучалось более 1646 детей. В Лукояновском уезде  на территории района действовало 2 земских училища. В Михайловке земское училище было переведено в церковно-приходское. Появляются церковно-приходские школы с Новое, а также в селах, принадлежащих Сергачскому уезду Шарапово, Свербино, Выползово.

С ростом земских школ увеличивается и число учащихся  - девочек: если  в 1898 году они составляли  16%  от всех учеников, то в 1911 году уже 30%. Общее число учащихся по сравнению  с 1898 годом увеличилось почти в 2 раза. Так как один учитель должен был обучать по норме 50 учеников, а многие школы насчитывали уже более 50 учащихся,  в школах работало не по одному, а по два и даже по три учителя. В  1911 году  на территории района обучало детей уже более 42  учителей и учительниц.

Труд учителей поощрялся наградами. В рапорте от 2 июня 1910 года Земский начальник Арзамасского уезда, обращаясь к инспектору Народных училищ Арзамасского уезда Нижегородской губернии, пишет: «При производстве экзаменов учащимся в Шатковском, Пановском, Гавриловском училищах я убедился в усердной и полезной деятельности учителей Петра Селедкина, Христофора Петрова, Ивана Смыслова, всецело посвятивших себя тяжелому труду обучения детей крестьянского населения, которое своими прекрасными познаниями в преподаваемых ими науках, скромным поведением и почтительным отношением к старшим доказали блестящий успех полезных трудов этих своих наставников». Далее он отмечает, что эти педагоги более 30 лет служат учителями, и просит начальство «о пожаловании им шейных серебряных медалей на Станиславской ленте». В 1915 году были представлены к награждению серебряной нагрудной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие», «За отлично-усердное и весьма ревностное исполнение учительских обязанностей в течении времени свыше 10 лет» учитель Вечкусовского училища Александр Евдокимович Горячкин, учителя Смирновского 2-классного училища Василий Лавров, Вячеслав Пупков и учительница Елизавета Пупкова, учительница Алемаевского училища Мария Меликова, учительница Шатковского училища Софья Корешова.

Так закладывались основы для введения всеобщего начального образования в России.  Однако, несмотря на то, что до 1917 года практически в каждом населенном пункте действовало или земское, или министерское, или церковно-приходское училище, осуществить задачу всеобщего начального образования не было возможности. Закон о введении всеобщего обучения так и не был принят.

А. ИНЖУТОВ, директор районного историко-краеведческого музея.

При подготовке материала использованы: И. И. Николаева. «Развитием образование обязано земству». «Новый путь» 1998, 1999;  «Земля Шатковская». «Прошлое и настоящее». Арзамас – 2004, С. 106-111; Фонды №2, № 10 ГУ ГАНО № 2, г. Арзамас.;  «Нижегородские губернские ведомости» 1898-1902, «Нижегородская земская газета» 1903-1905 (Нижегородская областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина. Электронная библиотека. http://www.nounb.sci-nnov.ru/fulltext/periodic/)