Наша история. Народное образование в Шатковском крае до 1917г.

Коринския учительницы. 1902 годВ этом году исполнилось 80 лет со дня начала работы отдела народного образования Шатковского района. В материале «История  глазами очевидцев» была дана история развития системы образования в районе с 1931 года по настоящее время. Сегодня мы начинаем публикацию материала о развитии системы образования на территории Шатковского района в дореволюционное время. Материал подготовлен директором районного историко-краеведческого музея Александром Инжутовым.

Начало истории народного образования на территории Шатковского района восходит к середине XIX века.  В 1845 году в селе Собакино (Красный Бор) открылось училище, подведомственное   Министерству народного просвещения. Открытие училища явилось частью реформы управления государственными крестьянами, проводимой  царским правительством в государственных селах. Училище располагалось в наемном помещении, в нем в 1849 году обучалось всего 20 мальчиков и 2 девочки. Преподавал в училище священник Николай Архангелов.

Коринская школа. 1902 годПосле отмены крепостного права (в 1861 г.)  в числе преобразований, проводимых правительством в рамках либеральных реформ, проводились реформы и в области просвещения. Ввиду почти поголовной неграмотности крестьянства и ряда других "податных" сословий, особое значение приобретала реформа начальной школы. 14 июля 1864 года появилось «Положение о начальных народных училищах». Согласно Положению, начальные народные училища могли открываться государственными и общественными учреждениями, а также частными лицами, что привело к созданию начальных школ различных типов – министерских, земских, церковно-приходских, воскресных. Предметами учебного курса начальных народных училищ согласно ст. 3 Положения служили:  закон божий (краткий катехизис и священная история); чтение по книгам гражданской и церковной печати;  письмо;  первые четыре действия арифметики; церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

1864 год – это  год создания земского самоуправления. В сферу деятельности самоуправления   вошло и заведывание делами  народного образования, которое выражалось в устройстве школ и открытии библиотек, читален, в организации народных чтений. С созданием земского самоуправления можно говорить о начале становления системы образования в нашем крае. Земские школы, открываемые земствами, имели 3-летний срок обучения.

Школы открывались в тех селениях, где крестьянские общества ходатайствовали об их открытии и принимали на себя часть расходов на их содержание. Земства решали финансово-хозяйственных вопросы (сбор средств с сельских обществ на постройку и содержание школ, наём помещений под школы, снабжение школ хозяйственных оборудованием, топливом и т.п.). Уездные училищные советы и инспектора народных училищ руководили учебно-воспитательной работой.

В 1864 году открывается училище в Озерках. Затем были открыты училища в с. Корино в 1868 году, в с. Хирино в 1869 году. В 1870-е годы на территории района было открыто 8 училищ (в Алемаеве, Быков Майдане, Кардавили, Кержемке, Панове, Пасьянове, Спасском, Шатках), в  1880-е – 5 училищ (в Архангельском Кобылине, Вонячке, Ратманове, Смирнове, Тоузакове), в  1890-е – 4 училища (в Ключищах, Костянке, Трянгушах, Чапарах). К 1898 году на территории района, относящейся к Арзамасскому уезду, действовало 21 земское училище, в которых обучалось 1090 детей, из которых 911 мальчиков и 179 девочек. Еще 3 училища действовали в Калапине, Михайловке и Силине, которые входили в Лукояновский уезд.

Содержание школ осуществлялось на средства казны (1,9%), уездного земства (66%), сельских обществ (20%) и пожертвований частных лиц (12,1%). В 1897 году содержание каждой школы обходилось в среднем в 434 рубля, учащегося  - в 8 рублей.

Другой тип школ - церковно-приходские -  находились в ведении Святейшего Синода Русской православной церкви. Это были одноклассные училища с трехлетним курсом обучения. К 1888 году на территории района таких школ было открыто 10 (Измайлово, Кирманы, Никольское Кобылино, Анненково, Бритово, Большие Печерки, Мисюриха, Путятино, Малая Якшень). В них обучалось 252 человека, из которых 233 мальчика и 19 девочек.

Все школы, со временем, разместились в собственных помещениях, хотя первое время из-за отсутствия их размещались и в наемных помещениях (Пасьяново), и в богадельне (Хирино). Не всегда помещения удовлетворяли нормальным условиям для осуществления обучения. Вот что писали по этому поводу корреспонденты «Нижегородских губернских ведомостей»: «Школьные здания находятся в плачевном состоянии. Тесная, грязная изба,  с грязной печью, с отделенным перегородкою уголком для «учительской квартиры»,- вот обычный и, к сожалению, наиболее распространенный тип нашей школы. И это понятно. Специально для школы здание строится редко, а в большинстве случаев «приспосабливается» для школы какая нибудь деревенская постройка…». В одной из школ для учительской квартиры «был отведен микросопический углышек за печью, так что собственно «учительская квартира» помещалась на печи. «Много ли найдется хороших школьных помещений в Лукояновском, Арзамасском… и других уездах?...» - спрашивает корреспондент.

Вот еще одна заметка от 1898 года: «Улучшение школьных построек подвигается вперед черепашьим шагом. Выхлопотать у земства необходимую сумму на ремонт или перестройку школы стоит большого труда. Крестьянские же общества, по бедности, большею частью не в силах произвести перестройку на собственные средства. Разрешение бесплатного отпуска леса из казенных дач на постройку школ должно сильно подвинуть дело улучшения школьных помещений. Но разрешение бесплатного отпуска леса обставлено  многими формальностями, главнейшей из которых является условие, чтобы при ходатайстве сельских обществ о даровом отпуске леса были представляемы сметы и планы школ, составленные архитектором. Но где же взять архитектора в глуши? Вызывать его стоит дорого, не по силам обществу, да это и удорожало бы постройку школы. Поэтому является настоятельная потребность, чтобы инициативу улучшения школ взяло на себя губернское земство. («Нижегородские губернские ведомости», № 27, 01.07.1898).

Вместе с тем земство прилагало по мере возможности все усилия для выходя из сложившейся ситуации. Из сообщения другого корреспондента: «В последнее время нашим земством обращено внимание на улучшение школьных зданий, на средства особого фонда в размере 2 тыс. р., предоставленного в распоряжение уездного училищного совета и пополняемый земскими собраниями по мере израсходования этого фонда. Не мало способствует улучшению школьной обстановки своими пожертвованиями сельские общества и частные лица. Так, недавно построено новое училище в с. Кобылине, стоимостью более чем в 1000 р. Новые школьные здания устроены в с. Чернухе, Быковом Майдане, Яблонке и многих других селениях. («Нижегородские губернские ведомости», № 7, 1900)».

Новые школьные здания, построенные как для земских, так и для церковно-приходских школ, по сравнению с существующими, считались удобными. Вот описание школы в с. Кирманы, построенной на средства попечителя Александра Алексеевича Стенина: «Большое деревянное здание на каменном фундаменте длиною по лицу 24 аршина (17,3м). По внешности здание производит прекрасное впечатление, по середине здания парадный ход, а по сторонам по 3 больших окна, в ширину 12 аршин (8,6 м) и с боков по 4 окна, из которых одна половина, собственно школа,  а другая для учителя; последняя состоит из трех небольших комнат, кухни и передней и комнаты для сторожа; просторный светлый коридор делит помещение на две части; коридор служит раздевальной» («Нижегородские губернские ведомости», № 47, 1899). Школьное здание в с. Калапино имело размеры 11,81 сажень  в длину и 5,33 сажени в ширину (т.е. 25,5 х11,5 м), состояло из двух классных комнат и двух учительских квартир.

Земское Собрание в 1898 году ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об открытии на счет министерства училищ в мордовских селениях – Старом Иванцеве, Новом Иванцеве и Вечкусове, наиболее крупных селениях (более 1000 жителей), не имеющих земских и церковно-приходских школ. Крестьяне Нового Иванцева и Вечкусова, ходатайствуя об открытии училища, принимали на себя часть расходов в их содержании: крестьяне Нового Иванцева ежегодно обязывались  вносить на содержание 50 рублей, крестьяне Вечкусова – 30 рублей. Одноклассные министерские школы в Вечкусове, Старом и Новом Иванцеве были открыты в 1899 году.