Наша история. Народное образование в Шатковском крае до 1917г.

В большинстве своем крестьяне уважительно относились к учителям. Так, по воспоминаниям заслуженной учительницы школ РСФСР Съедневой Е. И., начинавшей работать в земской школе в Великом Враге, «население относилось ко мне очень хорошо. Кроме обращения – золотой и дорогой – я другого не слышала». Однако, нельзя не отметить и тот факт, что нередко учитель, как представитель интеллигенции, олицетворялся   представителем чужого, враждебного крестьянину мира, наравне с помещиком. В Нижегородской земской газете описан случай в с. Алемаево Арзамасского уезда: «Во вторник, 5 января в час ночи, несколько крестьян в нетрезвом виде подошли к школе и стали стучаться в дверь, прося впустить их в училище. На вопрос учительницы, что им надо, они отвечали, что им надо с ней поговорить. Когда же учительница сказала им, чтобы они поговорить пришли днем, они начали кричать: «Надо бить всех учителей и помещиков и выбрать себе учителя из своих, тогда мы во всякое время можем придти в школу, а то, вишь, она, не знай откуда пришла, да не пускает нас». С такими криками, стуча в дверь, они простояли у школы до трех часов утра, учительнице пришлось всю ночь, не смыкая глаз, сидеть и ждать, что будет…» («Нижегородская земская газета», № 15,13.04.1905).

Бескорыстность, верность призванию и долгу проявляли многие учителя, невзирая на трудности. Так,  о первом учителе Шатковского училища Петре Селедкине, не называя его имени, пишет корреспондент в Земскую газету: «В пожаре 5 июня сего года, между прочими 238 домами, сгорела и земская школа. Со дня пожара прошло более 5 месяцев, а школьное здание до сих пор не построено. В настоящее время ученье производится в наемной квартире; помещение очень тесное, не соответствующее своему назначению. По тесноте не могли поместиться все желающие учиться, и многим пришлось отказать. Учитель в пожаре лишился многого из своего скудного имущества, сгорел и его дом. Человек он семейный и без всяких средств, живет в наемной квартире, платя из своих средств с отоплением по 10 рублей в месяц, квартира его от временного помещения школы около 2 верст, и бедняк, прослуживший земству более 24 лет, несмотря ни на какую погоду, полуодетый тащится на занятие в школу. Ни попечитель школы, ни местное общество не нашли ничего сказать об этом в минувшее очередное земское собрание» («Нижегородская земская газета», № 14, 1903).

Поимо своей непосредственной работы, учителя являлись инициаторами народных чтений с применением весьма распространенного для того времени «волшебного фонаря» - проектора. Так говорили об этой сфере деятельности  учительства «Нижегородские губернские ведомости», №6, 1900 год:

 «Вообще почти все дело народных чтений в губернии ведется благодаря бескорыстному усердию незаметных культурных работников в деревне – народных учителей. Если при этом вспомнить, что каждое чтение сопровождается довольно большими хлопотами по добыванию картин, по приспособлению школы под аудиторию, затем громким и под час довольно продолжительным произнесением брошюры, а после чтения уборкою класса к следующему дню, то не трудно будет понять, что только любовь к делу и сознание приносимой пользы заставляет учителя браться за такой кропотливый и утомительный труд. Такую бескорыстную деятельность народных учителей по образованию народа управа признает заслуживающею особенного уважения, а вместе с ними и всех тех лиц, которые помогают делу развития народных чтений и предложила земскому собранию выразить им всем благодарность от имени губернского земства и ассигновать на 1900 г. 2000 р на устройство народных чтений и покупку 11 фонарей, еще по одному на уезд. Собрание без прений утвердило ассигновку и единогласно выразило благодарность всем лицам, ведущим чтение.

На первом этапе становления школ остро ощущалась нехватка учебных пособий: учебников, счет, карт, классная мебель не всегда была удобна. Но уже тогда во многие школы изготавливались школьные парты местными столярами. Не во всех школах были ученические библиотеки.  Земство, чтобы отчасти восполнить такой пробел, при двух учительских библиотеках в селах Смирнове и Собакино устроило ученический отдел и в каждую библиотеку выписывало в 2-х экземплярах детские журналы: «Детское чтение», «Родник», «Детский отдых», «Всходы», «Игрушечка» и «Читальня народной школы». Однако учителя и дети отдаленных школ воспользоваться услугами библиотеки практически не могли.

Для улучшения учебной части и методической стороны ведения дела, в 1902 году  земские школы были снабжены геграфическими картами полушарий, Европы, Азиатской России и Нижегородской губернии (карта Европейской России имелась уже ранее), во все училища были выданы в виде пособий складные аршины, таблицы метрических мер, термометры, глобусы и таблица с типами человеческих рас. В 25 училищ выданы большие классные счеты  - необходимое пособие как при первоначальной арифметике и при обучении практическому пользованию. Для пополнения центральной ученической библиотеки, а также ученических библиотек при училищах, в 1902 году было выписано 11 педагогических и 7 детских журналов, всего на сумму 73 р. 50 к.. В Пановском 2-х классном училище было устроено общежитие ученикам старшего класса, поступившим в училище из дальних селений.

По инициативе губернского земства  стали проводить для учителей педагогические курсы. Общение с коллегами, знакомство с интересной творческой работой, пополнение знаний - все это было важно для многих учителей и учительниц,  особенно тех, кто работал в отдаленных деревнях.

Большую роль в школьной жизни в начале XX  века играли попечители. Представители органов местного самоуправления обычно подбирали их из среды дворян, купцов и зажиточных крестьян и выносили на утверждение сельского общества. Попечитель заведовал хозяйственной частью, вкладывал в школу свои средства на ремонт помещений, приобретение учебников и учебных пособий и т.д. Кроме того, он следил за "моральным" состоянием дел в школе и при выявлении "крамольной" деятельности учителя докладывал в земскую управу.