Наша история. Народное образование в Шатковском крае до 1917г.

Коринския учительницы. 1902 годВ этом году исполнилось 80 лет со дня начала работы отдела народного образования Шатковского района. В материале «История  глазами очевидцев» была дана история развития системы образования в районе с 1931 года по настоящее время. Сегодня мы начинаем публикацию материала о развитии системы образования на территории Шатковского района в дореволюционное время. Материал подготовлен директором районного историко-краеведческого музея Александром Инжутовым.

Начало истории народного образования на территории Шатковского района восходит к середине XIX века.  В 1845 году в селе Собакино (Красный Бор) открылось училище, подведомственное   Министерству народного просвещения. Открытие училища явилось частью реформы управления государственными крестьянами, проводимой  царским правительством в государственных селах. Училище располагалось в наемном помещении, в нем в 1849 году обучалось всего 20 мальчиков и 2 девочки. Преподавал в училище священник Николай Архангелов.

Коринская школа. 1902 годПосле отмены крепостного права (в 1861 г.)  в числе преобразований, проводимых правительством в рамках либеральных реформ, проводились реформы и в области просвещения. Ввиду почти поголовной неграмотности крестьянства и ряда других "податных" сословий, особое значение приобретала реформа начальной школы. 14 июля 1864 года появилось «Положение о начальных народных училищах». Согласно Положению, начальные народные училища могли открываться государственными и общественными учреждениями, а также частными лицами, что привело к созданию начальных школ различных типов – министерских, земских, церковно-приходских, воскресных. Предметами учебного курса начальных народных училищ согласно ст. 3 Положения служили:  закон божий (краткий катехизис и священная история); чтение по книгам гражданской и церковной печати;  письмо;  первые четыре действия арифметики; церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

1864 год – это  год создания земского самоуправления. В сферу деятельности самоуправления   вошло и заведывание делами  народного образования, которое выражалось в устройстве школ и открытии библиотек, читален, в организации народных чтений. С созданием земского самоуправления можно говорить о начале становления системы образования в нашем крае. Земские школы, открываемые земствами, имели 3-летний срок обучения.

Школы открывались в тех селениях, где крестьянские общества ходатайствовали об их открытии и принимали на себя часть расходов на их содержание. Земства решали финансово-хозяйственных вопросы (сбор средств с сельских обществ на постройку и содержание школ, наём помещений под школы, снабжение школ хозяйственных оборудованием, топливом и т.п.). Уездные училищные советы и инспектора народных училищ руководили учебно-воспитательной работой.

В 1864 году открывается училище в Озерках. Затем были открыты училища в с. Корино в 1868 году, в с. Хирино в 1869 году. В 1870-е годы на территории района было открыто 8 училищ (в Алемаеве, Быков Майдане, Кардавили, Кержемке, Панове, Пасьянове, Спасском, Шатках), в  1880-е – 5 училищ (в Архангельском Кобылине, Вонячке, Ратманове, Смирнове, Тоузакове), в  1890-е – 4 училища (в Ключищах, Костянке, Трянгушах, Чапарах). К 1898 году на территории района, относящейся к Арзамасскому уезду, действовало 21 земское училище, в которых обучалось 1090 детей, из которых 911 мальчиков и 179 девочек. Еще 3 училища действовали в Калапине, Михайловке и Силине, которые входили в Лукояновский уезд.

Содержание школ осуществлялось на средства казны (1,9%), уездного земства (66%), сельских обществ (20%) и пожертвований частных лиц (12,1%). В 1897 году содержание каждой школы обходилось в среднем в 434 рубля, учащегося  - в 8 рублей.

Другой тип школ - церковно-приходские -  находились в ведении Святейшего Синода Русской православной церкви. Это были одноклассные училища с трехлетним курсом обучения. К 1888 году на территории района таких школ было открыто 10 (Измайлово, Кирманы, Никольское Кобылино, Анненково, Бритово, Большие Печерки, Мисюриха, Путятино, Малая Якшень). В них обучалось 252 человека, из которых 233 мальчика и 19 девочек.

Все школы, со временем, разместились в собственных помещениях, хотя первое время из-за отсутствия их размещались и в наемных помещениях (Пасьяново), и в богадельне (Хирино). Не всегда помещения удовлетворяли нормальным условиям для осуществления обучения. Вот что писали по этому поводу корреспонденты «Нижегородских губернских ведомостей»: «Школьные здания находятся в плачевном состоянии. Тесная, грязная изба,  с грязной печью, с отделенным перегородкою уголком для «учительской квартиры»,- вот обычный и, к сожалению, наиболее распространенный тип нашей школы. И это понятно. Специально для школы здание строится редко, а в большинстве случаев «приспосабливается» для школы какая нибудь деревенская постройка…». В одной из школ для учительской квартиры «был отведен микросопический углышек за печью, так что собственно «учительская квартира» помещалась на печи. «Много ли найдется хороших школьных помещений в Лукояновском, Арзамасском… и других уездах?...» - спрашивает корреспондент.

Вот еще одна заметка от 1898 года: «Улучшение школьных построек подвигается вперед черепашьим шагом. Выхлопотать у земства необходимую сумму на ремонт или перестройку школы стоит большого труда. Крестьянские же общества, по бедности, большею частью не в силах произвести перестройку на собственные средства. Разрешение бесплатного отпуска леса из казенных дач на постройку школ должно сильно подвинуть дело улучшения школьных помещений. Но разрешение бесплатного отпуска леса обставлено  многими формальностями, главнейшей из которых является условие, чтобы при ходатайстве сельских обществ о даровом отпуске леса были представляемы сметы и планы школ, составленные архитектором. Но где же взять архитектора в глуши? Вызывать его стоит дорого, не по силам обществу, да это и удорожало бы постройку школы. Поэтому является настоятельная потребность, чтобы инициативу улучшения школ взяло на себя губернское земство. («Нижегородские губернские ведомости», № 27, 01.07.1898).

Вместе с тем земство прилагало по мере возможности все усилия для выходя из сложившейся ситуации. Из сообщения другого корреспондента: «В последнее время нашим земством обращено внимание на улучшение школьных зданий, на средства особого фонда в размере 2 тыс. р., предоставленного в распоряжение уездного училищного совета и пополняемый земскими собраниями по мере израсходования этого фонда. Не мало способствует улучшению школьной обстановки своими пожертвованиями сельские общества и частные лица. Так, недавно построено новое училище в с. Кобылине, стоимостью более чем в 1000 р. Новые школьные здания устроены в с. Чернухе, Быковом Майдане, Яблонке и многих других селениях. («Нижегородские губернские ведомости», № 7, 1900)».

Новые школьные здания, построенные как для земских, так и для церковно-приходских школ, по сравнению с существующими, считались удобными. Вот описание школы в с. Кирманы, построенной на средства попечителя Александра Алексеевича Стенина: «Большое деревянное здание на каменном фундаменте длиною по лицу 24 аршина (17,3м). По внешности здание производит прекрасное впечатление, по середине здания парадный ход, а по сторонам по 3 больших окна, в ширину 12 аршин (8,6 м) и с боков по 4 окна, из которых одна половина, собственно школа,  а другая для учителя; последняя состоит из трех небольших комнат, кухни и передней и комнаты для сторожа; просторный светлый коридор делит помещение на две части; коридор служит раздевальной» («Нижегородские губернские ведомости», № 47, 1899). Школьное здание в с. Калапино имело размеры 11,81 сажень  в длину и 5,33 сажени в ширину (т.е. 25,5 х11,5 м), состояло из двух классных комнат и двух учительских квартир.

Земское Собрание в 1898 году ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об открытии на счет министерства училищ в мордовских селениях – Старом Иванцеве, Новом Иванцеве и Вечкусове, наиболее крупных селениях (более 1000 жителей), не имеющих земских и церковно-приходских школ. Крестьяне Нового Иванцева и Вечкусова, ходатайствуя об открытии училища, принимали на себя часть расходов в их содержании: крестьяне Нового Иванцева ежегодно обязывались  вносить на содержание 50 рублей, крестьяне Вечкусова – 30 рублей. Одноклассные министерские школы в Вечкусове, Старом и Новом Иванцеве были открыты в 1899 году.


На рубеже XIX – ХХ  вв крестьяне все активнее включались в хозяйственную жизнь. Промыслы, торговля, крестьяне заключали сделки, контракты, покупали землю, для этого они должны были разбираться в новых терминах и понятиях, уметь читать чертежи. Становилось очевидно, что три класса не могут обеспечить запросов времени. Как отмечалось в публикациях того времени, население жаждет получить от школы не одно знание грамоты и четыре действия арифметики – он желает больших сведений. В ногу со временем на территории района появляется новый тип школ:  двухклассные сельские училища с пятилетним сроком обучения, в которых, кроме предметов одноклассной школы, изучались история, география, естествознание, черчение и церковное пение. Эти школы были уже подведомственны Министерству народного просвещения (министерскими) и финансирование таких школ производилось из государственного казначейства, земства и сельских общин.

Первым двуклассным училищем стало училище в Панове. Крестьяне с. Панова и волости ходатайствовали об открытии в Панове двухклассного училища и давали: от волости 1000 рублей единовременно на постройку училища, а от Панова – землю для постройки дома, десятину под сад и огород. 1 августа 1899 года сельское общество с. Паново избрало двух уполномоченных: Семена Овчинникова и Ивана Мирошина «для участия в строительной комиссии и для ближайшего наблюдения за постройкой училищного помещения».

В 1899 году Арзамасское уездное земское  собрание по вопросу об учреждении 2-х классных школ высказалось за открытие таких училищ в с. Собакино, обосновывая тем, что в селе  2500 жителей и 90 учеников в начальной школе, в с. Смирнове, представлявшее «бойкий торговый пункт с 1500 жителями», и с. Архангельское Кобылино, к которому примыкало немало людных сел и деревень. Но лишь крестьяне с. Смирново составили договор об открытии   2-классной министерской школы. Собрание ассигновало по 500 р. на постройку  каждой школы и постановило поддержать ходатайства крестьян относительно 2-классных школ.

О строительстве школ сообщала газета Нижегородские губернские ведомости: «Здания (для двухклассных училищ – А. И.) не построены и министерские школы открыты пока в наемных квартирах. Желающих учиться явилось много: в с. Паново до 120 учеников, из них 30 в 2-м классе…В одноклассных мордовских школах, по причине тесноты наемных квартир, пришлось отказать в приеме весьма многим желающим, так в Старо-Иванцевской школе принято 45 учеников и отказано 20 ученикам». («Нижегородские губернские ведомости», № 45, 3.11.1899).

Новое здание Пановского училища было открыто в начале 1902 года. «Благодаря тому обстоятельству, что жители села Панова - каменщики, явилась возможность выстроить здание министерской 2-х классной школы каменное и довольно просторное. Общая стоимость здания определяется в 5 тыс. рублей. В недалеком будущем приступлено будет к постройке школьного дома для Смирновского 2-х классного училища…»(«Нижегородские губернские ведомости» ,№ 5,30.01.1902).

По состоянию на 1902 год на содержание сельских общественно-земских училищ поступило: из государственного казначейства – 500 р.( 2,4%), от земства – 15652 р. 80 к. (74,9 %), от сельских обществ – 4091 р. 39 к. (19,6%), пожертвования от частных лиц и обществ – 620 р. 18 к (2,9%),  проценты от принадлежащих училищам капиталов – 22 р 80 к. (0,1%), всего 20887 р. 17 к. В среднем каждый ученик обошелся: в двуклассных и одноклассных министерских училищах – 15 руб., в земских – 6 руб. 99 коп. На каждую общественную земскую школу в среднем израсходовано 366 р. 44 коп.

К 1902 году в земских начальных училищах Арзамасского уезда состояло 9 учителей и 50 учительниц,  из которых со специальным педагогическим образованием – 1 и со средним – 14, остальные закончили женские прогимназии.  На территории Шатковского района в земских училищах работало 20 преподавателей, из них 6 учителей и 14 учительниц и еще 8 преподавателей работало в министерских школах, из них 7 учителей и 1 учительница.

Что касается оценки их деятельности, то в докладах Арзамасского уездного училищного совета на заседаниях  Арзамаского уездного земского собрания неоднократно отмечалось, что постановка учебно-воспитательного дела удовлетворительная, большинство преподавателей и преподавательниц относится к исполнению своих обязанностей с повышенным усердием и ведут учебное и воспитательное дело более или менее успешно. За этими сухими строчками стоял тяжелый труд преподавателей в непривычных для многих условиях.  Непривычная обстановка,  речь детей «кагды», «всягды», «анадысь», «сколичка».  «Материальные лишения, - говорила одна из преподавательниц, - впрочем, не так тяжелы, как душевные муки…Учителям лучше: они строгостью могут взять…Ну а мы как можем!... Приходит отец какого-нибудь мальчика с претензиями: «ты, говорит, не так учишь!» («Нижегородские губернские ведомости», № 35, 1901)


В большинстве своем крестьяне уважительно относились к учителям. Так, по воспоминаниям заслуженной учительницы школ РСФСР Съедневой Е. И., начинавшей работать в земской школе в Великом Враге, «население относилось ко мне очень хорошо. Кроме обращения – золотой и дорогой – я другого не слышала». Однако, нельзя не отметить и тот факт, что нередко учитель, как представитель интеллигенции, олицетворялся   представителем чужого, враждебного крестьянину мира, наравне с помещиком. В Нижегородской земской газете описан случай в с. Алемаево Арзамасского уезда: «Во вторник, 5 января в час ночи, несколько крестьян в нетрезвом виде подошли к школе и стали стучаться в дверь, прося впустить их в училище. На вопрос учительницы, что им надо, они отвечали, что им надо с ней поговорить. Когда же учительница сказала им, чтобы они поговорить пришли днем, они начали кричать: «Надо бить всех учителей и помещиков и выбрать себе учителя из своих, тогда мы во всякое время можем придти в школу, а то, вишь, она, не знай откуда пришла, да не пускает нас». С такими криками, стуча в дверь, они простояли у школы до трех часов утра, учительнице пришлось всю ночь, не смыкая глаз, сидеть и ждать, что будет…» («Нижегородская земская газета», № 15,13.04.1905).

Бескорыстность, верность призванию и долгу проявляли многие учителя, невзирая на трудности. Так,  о первом учителе Шатковского училища Петре Селедкине, не называя его имени, пишет корреспондент в Земскую газету: «В пожаре 5 июня сего года, между прочими 238 домами, сгорела и земская школа. Со дня пожара прошло более 5 месяцев, а школьное здание до сих пор не построено. В настоящее время ученье производится в наемной квартире; помещение очень тесное, не соответствующее своему назначению. По тесноте не могли поместиться все желающие учиться, и многим пришлось отказать. Учитель в пожаре лишился многого из своего скудного имущества, сгорел и его дом. Человек он семейный и без всяких средств, живет в наемной квартире, платя из своих средств с отоплением по 10 рублей в месяц, квартира его от временного помещения школы около 2 верст, и бедняк, прослуживший земству более 24 лет, несмотря ни на какую погоду, полуодетый тащится на занятие в школу. Ни попечитель школы, ни местное общество не нашли ничего сказать об этом в минувшее очередное земское собрание» («Нижегородская земская газета», № 14, 1903).

Поимо своей непосредственной работы, учителя являлись инициаторами народных чтений с применением весьма распространенного для того времени «волшебного фонаря» - проектора. Так говорили об этой сфере деятельности  учительства «Нижегородские губернские ведомости», №6, 1900 год:

 «Вообще почти все дело народных чтений в губернии ведется благодаря бескорыстному усердию незаметных культурных работников в деревне – народных учителей. Если при этом вспомнить, что каждое чтение сопровождается довольно большими хлопотами по добыванию картин, по приспособлению школы под аудиторию, затем громким и под час довольно продолжительным произнесением брошюры, а после чтения уборкою класса к следующему дню, то не трудно будет понять, что только любовь к делу и сознание приносимой пользы заставляет учителя браться за такой кропотливый и утомительный труд. Такую бескорыстную деятельность народных учителей по образованию народа управа признает заслуживающею особенного уважения, а вместе с ними и всех тех лиц, которые помогают делу развития народных чтений и предложила земскому собранию выразить им всем благодарность от имени губернского земства и ассигновать на 1900 г. 2000 р на устройство народных чтений и покупку 11 фонарей, еще по одному на уезд. Собрание без прений утвердило ассигновку и единогласно выразило благодарность всем лицам, ведущим чтение.

На первом этапе становления школ остро ощущалась нехватка учебных пособий: учебников, счет, карт, классная мебель не всегда была удобна. Но уже тогда во многие школы изготавливались школьные парты местными столярами. Не во всех школах были ученические библиотеки.  Земство, чтобы отчасти восполнить такой пробел, при двух учительских библиотеках в селах Смирнове и Собакино устроило ученический отдел и в каждую библиотеку выписывало в 2-х экземплярах детские журналы: «Детское чтение», «Родник», «Детский отдых», «Всходы», «Игрушечка» и «Читальня народной школы». Однако учителя и дети отдаленных школ воспользоваться услугами библиотеки практически не могли.

Для улучшения учебной части и методической стороны ведения дела, в 1902 году  земские школы были снабжены геграфическими картами полушарий, Европы, Азиатской России и Нижегородской губернии (карта Европейской России имелась уже ранее), во все училища были выданы в виде пособий складные аршины, таблицы метрических мер, термометры, глобусы и таблица с типами человеческих рас. В 25 училищ выданы большие классные счеты  - необходимое пособие как при первоначальной арифметике и при обучении практическому пользованию. Для пополнения центральной ученической библиотеки, а также ученических библиотек при училищах, в 1902 году было выписано 11 педагогических и 7 детских журналов, всего на сумму 73 р. 50 к.. В Пановском 2-х классном училище было устроено общежитие ученикам старшего класса, поступившим в училище из дальних селений.

По инициативе губернского земства  стали проводить для учителей педагогические курсы. Общение с коллегами, знакомство с интересной творческой работой, пополнение знаний - все это было важно для многих учителей и учительниц,  особенно тех, кто работал в отдаленных деревнях.

Большую роль в школьной жизни в начале XX  века играли попечители. Представители органов местного самоуправления обычно подбирали их из среды дворян, купцов и зажиточных крестьян и выносили на утверждение сельского общества. Попечитель заведовал хозяйственной частью, вкладывал в школу свои средства на ремонт помещений, приобретение учебников и учебных пособий и т.д. Кроме того, он следил за "моральным" состоянием дел в школе и при выявлении "крамольной" деятельности учителя докладывал в земскую управу.


И, хотя не все попечители характеризовались с наилучшей стороны, как например, в статье «Нижегородских губернских ведомостей»: «Имеются у нас в школах попечители, сии господа никаких особых забот не проявляют и только числятся в присвоенном им звании.(№ 12, 15.03.1900)», многие действительно заботились о вверенной им на попечение школе и вкладывали в нее свои средства. Выше мы уже упоминали, что на средства попечителя была построена школа в с. Кирманы. На средства  И. П. Кутлубицкого - попечителя Алемаевского училища было обеспечено  училище дровами,  произведен ремонт в училище и приобретен волшебный фонарь для школьных и народных чтений. А. А. Тарховым, попечителем  Вонячкинского и Хиринского училищ, были пополнены школьные библиотеки при училищах и пожертвованы учебные пособия. Кроме того, в Вонячкинском училище выдавался горячий  завтрак  ученикам из соседних деревень, а при Хиринском открыты 2 воскресные школы. Попечителем Коринского училища  А. А. Богодуровым в течение всего учебного года уплачивалось жалование помощнице учительницы, пополнена школьная библиотека и устроена елка для учеников. Попечителем Ратмановского и Тоузаковского училищ  С. П. Петровым давалось отопление и все учебные пособия в оба училища. Попечителем Пановского училища С. С. Лапаевым пожертвованы 25 руб на приобретение учебников и учебных пособий. 

С каждым годом увеличивалось число учащихся в школах, а также число окончивших курсы, т.е. проучившихся до конца курсов и успешно сдавших экзамены. Кроме того, с каждым годом среди населения увеличивалось стремление к более полному образованию. Многие крестьянские дети, по окончании курса начальной школы, поступали в  гимназии, городские 4-классные и сельские 2-х классные училища». И это не смотря на то, что учеба детей обходилась дорого для крестьянина, да и при учебе детей хозяйство лишалось рабочих рук.  Корреспондент из села Хирина  пишет в «Нижегородскую земскую газету»: «не всем хватает места в школе, а многие детей посылали бы в школу охотно, но нет средств: нужны бумага, перья, карандаши, а главное, весной мальчик нужен по хозяйству, на бороньбу, на пастьбу, и т.п.» (Нижегородская земская газета, № 2, 11.09.1903)

В связи с бедностью средств многие крестьянские общества брали ссуды на строительство школьных зданий. Так, Арзамасская  управа отправляла в губернскую управу ходатайство общества крестьян с. Шатков о выдаче ссуды на постройку школьного здания в 1000 рублей с рассрочкой уплаты на 10 лет  и просила удовлетворить просьбу крестьян, выдав им ссуду под гарантию уездного земства («Нижегородская земская газета», №11, 1903). Ходатайство Арзамасской управы было удовлетворено. Также под гарантию уездного земства была выделена  ссуда на постройку зданий для земской школы  Красновысельскому обществу на 10 лет  200 рублей.(«Нижегородская земская газета», № 47, 24.11.1905)

В первое десятилетие XX века открываются училища в Великом Враге, Гаврилове. Ногаеве, Красных Выселках, Путятине. К 1911 году на территории района (Арзамасский уезд) действовало 29 училищ, в которых обучалось более 1646 детей. В Лукояновском уезде  на территории района действовало 2 земских училища. В Михайловке земское училище было переведено в церковно-приходское. Появляются церковно-приходские школы с Новое, а также в селах, принадлежащих Сергачскому уезду Шарапово, Свербино, Выползово.

С ростом земских школ увеличивается и число учащихся  - девочек: если  в 1898 году они составляли  16%  от всех учеников, то в 1911 году уже 30%. Общее число учащихся по сравнению  с 1898 годом увеличилось почти в 2 раза. Так как один учитель должен был обучать по норме 50 учеников, а многие школы насчитывали уже более 50 учащихся,  в школах работало не по одному, а по два и даже по три учителя. В  1911 году  на территории района обучало детей уже более 42  учителей и учительниц.

Труд учителей поощрялся наградами. В рапорте от 2 июня 1910 года Земский начальник Арзамасского уезда, обращаясь к инспектору Народных училищ Арзамасского уезда Нижегородской губернии, пишет: «При производстве экзаменов учащимся в Шатковском, Пановском, Гавриловском училищах я убедился в усердной и полезной деятельности учителей Петра Селедкина, Христофора Петрова, Ивана Смыслова, всецело посвятивших себя тяжелому труду обучения детей крестьянского населения, которое своими прекрасными познаниями в преподаваемых ими науках, скромным поведением и почтительным отношением к старшим доказали блестящий успех полезных трудов этих своих наставников». Далее он отмечает, что эти педагоги более 30 лет служат учителями, и просит начальство «о пожаловании им шейных серебряных медалей на Станиславской ленте». В 1915 году были представлены к награждению серебряной нагрудной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие», «За отлично-усердное и весьма ревностное исполнение учительских обязанностей в течении времени свыше 10 лет» учитель Вечкусовского училища Александр Евдокимович Горячкин, учителя Смирновского 2-классного училища Василий Лавров, Вячеслав Пупков и учительница Елизавета Пупкова, учительница Алемаевского училища Мария Меликова, учительница Шатковского училища Софья Корешова.

Так закладывались основы для введения всеобщего начального образования в России.  Однако, несмотря на то, что до 1917 года практически в каждом населенном пункте действовало или земское, или министерское, или церковно-приходское училище, осуществить задачу всеобщего начального образования не было возможности. Закон о введении всеобщего обучения так и не был принят.

А. ИНЖУТОВ, директор районного историко-краеведческого музея.

При подготовке материала использованы: И. И. Николаева. «Развитием образование обязано земству». «Новый путь» 1998, 1999;  «Земля Шатковская». «Прошлое и настоящее». Арзамас – 2004, С. 106-111; Фонды №2, № 10 ГУ ГАНО № 2, г. Арзамас.;  «Нижегородские губернские ведомости» 1898-1902, «Нижегородская земская газета» 1903-1905 (Нижегородская областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина. Электронная библиотека. http://www.nounb.sci-nnov.ru/fulltext/periodic/)