Наша история. Народное образование в Шатковском крае до 1917г.

На рубеже XIX – ХХ  вв крестьяне все активнее включались в хозяйственную жизнь. Промыслы, торговля, крестьяне заключали сделки, контракты, покупали землю, для этого они должны были разбираться в новых терминах и понятиях, уметь читать чертежи. Становилось очевидно, что три класса не могут обеспечить запросов времени. Как отмечалось в публикациях того времени, население жаждет получить от школы не одно знание грамоты и четыре действия арифметики – он желает больших сведений. В ногу со временем на территории района появляется новый тип школ:  двухклассные сельские училища с пятилетним сроком обучения, в которых, кроме предметов одноклассной школы, изучались история, география, естествознание, черчение и церковное пение. Эти школы были уже подведомственны Министерству народного просвещения (министерскими) и финансирование таких школ производилось из государственного казначейства, земства и сельских общин.

Первым двуклассным училищем стало училище в Панове. Крестьяне с. Панова и волости ходатайствовали об открытии в Панове двухклассного училища и давали: от волости 1000 рублей единовременно на постройку училища, а от Панова – землю для постройки дома, десятину под сад и огород. 1 августа 1899 года сельское общество с. Паново избрало двух уполномоченных: Семена Овчинникова и Ивана Мирошина «для участия в строительной комиссии и для ближайшего наблюдения за постройкой училищного помещения».

В 1899 году Арзамасское уездное земское  собрание по вопросу об учреждении 2-х классных школ высказалось за открытие таких училищ в с. Собакино, обосновывая тем, что в селе  2500 жителей и 90 учеников в начальной школе, в с. Смирнове, представлявшее «бойкий торговый пункт с 1500 жителями», и с. Архангельское Кобылино, к которому примыкало немало людных сел и деревень. Но лишь крестьяне с. Смирново составили договор об открытии   2-классной министерской школы. Собрание ассигновало по 500 р. на постройку  каждой школы и постановило поддержать ходатайства крестьян относительно 2-классных школ.

О строительстве школ сообщала газета Нижегородские губернские ведомости: «Здания (для двухклассных училищ – А. И.) не построены и министерские школы открыты пока в наемных квартирах. Желающих учиться явилось много: в с. Паново до 120 учеников, из них 30 в 2-м классе…В одноклассных мордовских школах, по причине тесноты наемных квартир, пришлось отказать в приеме весьма многим желающим, так в Старо-Иванцевской школе принято 45 учеников и отказано 20 ученикам». («Нижегородские губернские ведомости», № 45, 3.11.1899).

Новое здание Пановского училища было открыто в начале 1902 года. «Благодаря тому обстоятельству, что жители села Панова - каменщики, явилась возможность выстроить здание министерской 2-х классной школы каменное и довольно просторное. Общая стоимость здания определяется в 5 тыс. рублей. В недалеком будущем приступлено будет к постройке школьного дома для Смирновского 2-х классного училища…»(«Нижегородские губернские ведомости» ,№ 5,30.01.1902).

По состоянию на 1902 год на содержание сельских общественно-земских училищ поступило: из государственного казначейства – 500 р.( 2,4%), от земства – 15652 р. 80 к. (74,9 %), от сельских обществ – 4091 р. 39 к. (19,6%), пожертвования от частных лиц и обществ – 620 р. 18 к (2,9%),  проценты от принадлежащих училищам капиталов – 22 р 80 к. (0,1%), всего 20887 р. 17 к. В среднем каждый ученик обошелся: в двуклассных и одноклассных министерских училищах – 15 руб., в земских – 6 руб. 99 коп. На каждую общественную земскую школу в среднем израсходовано 366 р. 44 коп.

К 1902 году в земских начальных училищах Арзамасского уезда состояло 9 учителей и 50 учительниц,  из которых со специальным педагогическим образованием – 1 и со средним – 14, остальные закончили женские прогимназии.  На территории Шатковского района в земских училищах работало 20 преподавателей, из них 6 учителей и 14 учительниц и еще 8 преподавателей работало в министерских школах, из них 7 учителей и 1 учительница.

Что касается оценки их деятельности, то в докладах Арзамасского уездного училищного совета на заседаниях  Арзамаского уездного земского собрания неоднократно отмечалось, что постановка учебно-воспитательного дела удовлетворительная, большинство преподавателей и преподавательниц относится к исполнению своих обязанностей с повышенным усердием и ведут учебное и воспитательное дело более или менее успешно. За этими сухими строчками стоял тяжелый труд преподавателей в непривычных для многих условиях.  Непривычная обстановка,  речь детей «кагды», «всягды», «анадысь», «сколичка».  «Материальные лишения, - говорила одна из преподавательниц, - впрочем, не так тяжелы, как душевные муки…Учителям лучше: они строгостью могут взять…Ну а мы как можем!... Приходит отец какого-нибудь мальчика с претензиями: «ты, говорит, не так учишь!» («Нижегородские губернские ведомости», № 35, 1901)