Отчёт о работе администрации Шатковского района за 2018 год

М. Н. МежевовВыступление главы местного самоуправления района М. Н. Межевова на заседании Земского собрания 1 марта 2019 года.

Уважаемые депутаты, приглашенные, коллеги!

Каждый новый год приносит в жизнь Шатковского муниципального района изменения. 2018 год не стал исключением. По объёмам выполненной работы, решённых планов и задач, задуманных и реализованных, он был насыщенным.

Администрация Шатковского муниципального района осуществляет свою деятельность в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, определённых Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Работа строилась в соответствии с мероприятиями, направленными на реализацию посланий президента РФ, задачами, поставленными перед администрацией района правительством Нижегородской области, в тесном взаимодействии с Земским собранием, органами местного самоуправления поселений, органами государственной власти, общественными организациями и населением. Деятельность администрации была направлена на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления района.

Основной стратегической целью администрации района было и остаётся повышение качества жизни жителей района за счёт бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения и их дальнейшего развития, социальной стабильности, сбалансированности бюджета района, повышения эффективности бюджетных расходов и исполнения расходных обязательств

муниципального образования «Шатковский район».

Главными политическими событиями 2018 года стали выборы президента РФ, выборы губернатора Нижегородской области. Мы сумели обеспечить свободное волеизъявление наших жителей. Избиратели района проявили активную гражданскую позицию. Отмечу, на территории района избирательные кампании прошли открыто и гласно. Нарушений выборного законодательства зафиксировано не было.

В соответствии с действующим законодательством также прошли дополнительные выборы депутатов поселкового Совета городского поселения рабочий посёлок Шатки по 4 округам. В настоящее время все депутатские мандаты замещены.

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Подводя итоги 2018 года и реализуя намеченные ориентиры развития района, хочется отметить, что положительная динамика развития сохранена, наблюдается рост основных показателей, не допущено снижения уровня доходов населения, стабильно выплачивается заработная плата, все основные предприятия и учреждения района функционируют в рабочем режиме. Выполнение одного из основных полномочий – создание условий для жизнедеятельности населения - возможно только при слаженном взаимодействии с предприятиями и организациями всех форм собственности, реально обеспечивающих укрепление и развитие нашей экономики.


В целом, по рейтинговой оценке правительства Нижегородской области, Шатковский муниципальный район относится к группе территорий со средним уровнем развития. По общему интегральному показателю по итогам 9 месяцев 2018 года район занял 44 место среди 52 территорий области.

Основа экономического потенциала района - это обрабатывающее производство, сельское хозяйство и строительство. Объём отгруженной продукции, работ, услуг по полному кругу предприятий и организаций за 2018 год составил 2632,7 млн. руб., рост к прошлому году – 127,4%.

На долю обрабатывающего производства приходится 962,4 млн. руб. или 37,0 % от общего объёма отгруженной продукции по району. Промышленность района представлена следующими основными предприятиями: ЗАО НПК «Электрические машины», ООО «Дельта Трафо», ООО «РИМ», ООО «Шатковский завод нормалей», ПО «Шатковский хлеб», ОАО «Шатковский зерноперерабатывающий комбинат», ООО «Алтэкс».

Сельское хозяйство района представлено 11 сельхозпредприятиями различных организационно-правовых форм, 18 действующими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сетью личных подсобных хозяйств. Отгрузка товаров, работ, услуг по данной отрасли экономики составляет 604,3 млн. руб. или 23,0 % от общего объёма отгруженной продукции по району.

Строительство района представлено следующими основными организациями: АО «Строитель», ОАО «Шатковский агроспецмонтаж». Объём подрядных работ выполнен на сумму 167,7 млн. руб. (86,9 % к уровню прошлого года).

Серьёзное внимание в районе уделяется созданию условий для развития потребительского рынка. Фактическая обеспеченность населения объектами торговли на начало 2019 года составила 499 кв. м. на 1000 жителей при нормативе 364 кв. м. Оборот розничной торговли в 2018 году составил 1911,5 млн. руб., темп роста в сопоставимой оценке – 102,5%. Товарооборот на душу населения составил 80,3 тыс. руб., темп роста - 104%.

Демография.

Демографическая ситуация сложилась следующим образом. Численность населения района, к сожалению, на протяжении последних лет (нескольких десятков лет) имеет тренд на снижение. Так, на 1 января 2018 года в районе проживает 23800 человек. Количество родившихся уменьшилось на 35 человек и составило 139 детей. Количество умерших увеличилось на 13 человек и составило 429 человек. Следовательно, естественная убыль населения района составила 290 человек.

Миграционные потоки характеризуются превышением числа выбывших из района над прибывшими. Такая ситуация, к сожалению, характерна для большинства сельских районов не только области, но и России в целом.


Проблема оттока населения за пределы района сформировалась не сегодня и она становится всё более актуальной. Общими усилиями мы делаем всё возможное, чтобы наше население оставалось на территории района и занималось трудовой деятельностью. Перед нами стоят задачи по улучшению качества жизни жителей района: создание комфортности проживания на территории, благоустройство населённых пунктов района, создание новых рабочих мест, развитие досуговой деятельности, улучшение качества в сфере образования и здравоохранения.

Занятость населения.

Рынок труда – важная часть экономики района. Несмотря на высокую потребность в кадрах, ситуация на рынке труда в течение всего отчётного периода была стабильная. Массового высвобождения работников в предприятиях района не происходило. Число зарегистрированных безработных граждан, состоящих на регистрационном учёте на 01.01.2019 г., составило 82 человека (показатель на уровне 2017 года). Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2019 года составил 0,63% (на 01.01.2018 года – 0,62%).

В прошедшем году сохранилась устойчивая тенденция роста качественных показателей уровня жизни населения. Одним из важнейших показателей уровня жизни населения остаётся заработная плата и своевременность её получения. По итогам 2018 года среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 11,3% и составила 20621 рубль. По крупным и средним предприятиям средняя заработная плата составила 23258 руб. (рост к уровню прошлого года 115,8%), по малым предприятиям – 12900 руб. (к уровню прошлого года – 100%), заработная плата наёмных работников у индивидуальных предпринимателей составила 7115 руб.

Беспокойство вызывает ситуация в коммерческих структурах, где по-прежнему фиксируются низкие заработные платы или «серые» схемы оплаты труда, – это уход от налогообложения. Следствием этого являются низкие пенсии работников данных структур. Это негативно влияет и на формирование бюджета района и поселений.

В этой связи необходимо продолжить работу по легализации «теневых» зарплат, выявлению недобросовестных налогоплательщиков совместно с главами сельских поселений, налоговыми и правоохранительными органами. В течение года велась активная работа межведомственной комиссии по уровню заработной платы, на заседания которой приглашались руководители юридических лиц и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату ниже величины прожиточного минимума.


На заседаниях комиссии также поднимается вопрос по реализации в Нижегородской области и Шатковском районе решений, принятых правительством РФ по изменению пенсионного законодательства. С руководителями организаций и предприятий проводится работа по вопросам сохранения занятости работающих граждан предпенсионного возраста.

С 1 мая 2018 года на всей территории Российской Федераци установлен МРОТ на уровне 11163 рубля. С 1 января 2019 года МРОТ установлен в размере 11280 рублей.

Реализация муниципальных программ.

В течение года продолжена работа по формированию расходов бюджета района на основе программно-целевого метода.В 2018 году на территории района реализовывались 18 муниципальных программ.

В 2018 году финансированию подлежали 13 муниципальных программ. Объём выделенных средств - 563,4 млн. руб., из них:

- средства областного и федерального бюджетов – 306,7 млн. руб.;

- средства местного бюджета – 256,7 млн. руб.

За 2018 год профинансированы все 13 муниципальных программ на общую сумму 556,7 млн. руб., из них:

- средства областного и федерального бюджетов – 306,0 млн. руб.;

- средства местного бюджета – 250,7 млн. руб.

Здесь можно с уверенностью сказать, что бюджет района является программным, так как доля «программных» расходов в бюджете Шатковского района в 2018 году составила 85,4 %.

Муниципальный заказ

В условиях ограниченного бюджета оптимизация расходов выходит на первый план. Одним из механизмов повышения эффективности использования средств местного бюджета является размещение муниципального заказа путём проведения процедур в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Его основу составляет система планирования, нормирования и обоснования закупок.

Все закупки осуществлялись в соответствии с утверждёнными и размещёнными на официальном сайте планами-графиками. Стоит отметить, что контракты (договора) заключались в основном с единственным поставщиком в соответствии со ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ.

Уполномоченный орган проводит конкурентные закупки по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для 47 муниципальных заказчиков. В целом за год в рамках данного закона уполномоченным органом проведено 80 конкурентных процедур, из них 66 электронных аукционов, 10 запросов предложений, 3 запроса котировок, 1 открытый конкурс.


Общая сумма размещённых заказов составила 50,3 млн. руб., из них 74,3% размещено через открытые аукционы в электронной форме, 21% через запросы предложений, 0,5% через запросы котировок.

Количество несостоявшихся закупок - 44 (по причине специфики закупок), из них электронных аукционов - 40 (из них по причине подачи одной заявки - 18) и запросов котировок – 2 (из них по причине подачи одной заявки - 2).

За год по всем процедурам экономия бюджетных средств составила 2,98 млн. руб. (5,9 % от общего объёма размещённых средств). Вся она была направлена на закупку дополнительного объёма товаров, работ и услуг.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Развитие сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений работы администрации района.

В 2018 году яровой сев был проведён на площади 22537 гектаров. А вся посевная площадь под урожай 2018 года составила 42333 гектара. Зерновые и зернобобовые размещены на площади 24960 гектаров или на 1098 гектаров больше уровня 2017 года.

На большинстве площадей сев вёлся кондиционными семенами с удобрениями. Удобрений весной было внесено 3090 тонн в физическом весе, это в 2 раза больше уровня прошлого года. Кондиционных семян высеяно 3880 тонн (96%), что на 880 тонн больше уровня 2017 года.

Высев протравленных семян составил 90%. Проведена химическая прополка посевов на 25400 гектарах, борьба с вредителями на 15600 гектарах, с болезнями на 10000 гектарах.

Проделанная работа позволила вырастить и собрать хороший урожай зерновых. В целом по району валовой сбор составил 50505 тонн. Это 8-й результат в области. Средняя урожайность по району составила 20,5 ц с гектара. Следует отметить, что 2018 год позволил вырастить зерно высокого качества. Так, клейковина пшеницы в ряде хозяйств района превышает 30%.

Очень хорошо поработали в 2018 году наши картофелеводы. В целом по району с площади 1122 гектара накопано 34400 тонн клубней, это в два раза больше чем в 2017 году. Урожайность составила 306,6 центнеров с гектара.

Уже третий год в районе в ООО ПК «НКС» выращивают овощи по самой современной технологии: морковь - 250 га, в 2018 году добавились лук репка - 3 га, озимый чеснок - 17 га. Несмотря на сложные погодные условия с каждого из 270 гектаров собрано овощей по 343 центнера. В целом по району заготовлено 9278 тонн. Это первый результат среди районов нашей области.

Продолжается обновление машинно-тракторного парка. Сельхозтоваропроизводителями района закуплено 2 трактора Т - 150, 1 трактор МТЗ-82, 1 трактор МТЗ-1221, трактор К-744, зерноуборочный комбайн «Полесье», линейка оборудования для выращивания и первичной переработки чеснока, пресс-подборщик ПРФ-145, дискатор и ряд другой техники, необходимой в сельскохозяйственном производстве.


Наряду с положительными моментами следует отметить, что в Шатковском районе за последние 3 года отмечается снижение посевных площадей с 44008 га до 42333 га за счёт уменьшения кормовых культур.

Обстановка в животноводстве складывается следующим образом. На 1 января 2019 года в районе действуют 3 сельскохозяйственных предприятия, где занимаются животноводством, и 15 крестьянских фермерских хозяйств. Во всех этих хозяйствах поголовье крупного рогатого скота составляет 2924 головы, из них коров дойного стада - 1470 голов. В 2017 году поголовье на эту дату составляло соответственно 3744 и 1883 голов.

В связи с тем, что произошло снижение поголовья коров, мы недополучим за год 883 тонны молока. Но в этом году возросла продуктивность дойного стада. Надой на 1 корову составил 3682 кг, это на 301 кг больше прошлого года, хотя намного меньше, чем в среднем по области. Причина низких надоев в следующем: практически во всех хозяйствах нет зоотехников, ветврачей, которые вели бы зоотехническую работу в хозяйствах. Кормление животных не на должном уровне. Корма заготовили в достаточном количестве, а на проверку отвозит только СПК «Земледелец». И в этом хозяйстве анализ сена показал, что оно 3 класса.

В сельском хозяйстве сложная кадровая обстановка. На 01.01.2019 г. среднесписочная численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве района, составляет 448 человек (383- в с/х предприятиях, 65 - в КФХ).

Чтобы знать обеспеченность и потребность с/х предприятий в рабочих кадрах, ежеквартально запрашивается информация по перечню вакансий специалистов и рабочих кадров. По состоянию на 01.01.2019 года из всех с/х предприятий района только в ООО ПК «НКС» неплохая кадровая обстановка: здесь требуется только агроном. В сезон почти во все хозяйства района требуются механизаторы.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, СТРОИТЕЛЬСТВО, ЖКХ, ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА

Администрация Шатковского муниципального района проводит активную работу по реализации федеральных и областных жилищных программ.

В целях обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, их замещающих, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области" государственной программы "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильём на территории Нижегородской области", приобретены 9 жилых помещений на вторичном рынке жилья р. п. Шатки. По состоянию на 01.01.2019 года список детей-сирот, ожидающих жилые помещения, 49 человек (на 01.01.2018 -50).


В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» единовременную денежную выплату на приобретение жилья получила 1 вдова умершего участника Великой Отечественной войны.

В рамках реализации "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" гражданину, подвергшемуся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлен государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения на территории Нижегородской области.

Активно участвует район в проекте по поддержке местных инициатив. Нужно заметить, что количество поданных заявок год от года увеличивается, но региональные власти всё же изыскивают возможность удовлетворить максимально возможное число заявок населения. Кстати, прошлый, 2018 год, оказался в этом плане вообще беспрецедентным: регионом было принято решение изыскать дополнительные средства, чтобы удовлетворить все инициативы жителей.

После подведения итогов двухэтапного конкурсного отбора участниками стали все проекты, представленные 8-ю муниципальными образованиями района. Благодаря данному обстоятельству на территории Шатковского района было реализовано 11 проектов. Для выполнения мероприятий из областного бюджета привлечено средств в сумме 4207434,65 руб. Выделенные средства потрачены на ремонт объектов мест захоронений, ремонт дорог, объектов физической культуры и спорта.

Благодаря местным инициативам в районе сделано немало. За пять лет реализовано 39 проектов на сумму 26388262,27 руб., в т. ч. из областного бюджета - 14195051,49 руб. Участниками данного проекта стали все 11 администраций района.

В 2017 году стартовал проект «Формирование комфортной городской среды». Его цель - сделать уютными и комфортными не только города, но и села. В 2018 году, представив в министерство ЖКХ эскизные проекты обустройства общественных пространств, участниками данного проекта стали администрация Светлогорского сельсовета и администрация р.п. Лесогорск. Затраты на подготовку проектно-сметной документации взял на себя муниципалитет. На проведение мероприятий в рамках данного проекта затраты составили 7235, 22 тыс. руб., из них средств федеральной субсидии - 4293,5 тыс. руб., средств регионального бюджета - 2218,20 тыс. руб., средств муниципального бюджета - 723,52 тыс. руб.


С целью повышения уровня благоустроенности населённых пунктов ежегодно проводится районный конкурс «Самый благоустроенный населённый пункт Шатковского муниципального района». По итогам 2018 года награждены денежными премиями Светлогорский, Красноборский, Староиванцевский сельсоветы.

Ежегодно район является участником областного конкурса по благоустройству и 2018 год не был исключением. Администрацией района была представлена заявка и конкурсные материалы на областной смотр-конкурс на звание «Лучшее муниципальное образование Нижегородской области в сфере благоустройства и дорожной деятельности». За победу в данном смотр-конкурсе район награждён Дипломом правительства Нижегородской области за 2 место в II группе районов.

Администрация района использует все возможности, продолжая участвовать в софинансировании программ, чтобы появилась возможность улучшить свои жилищные условия, развивать инфраструктуру поселений, благоустраивать сельские и городские поселения района. В рамках адресной инвестиционной программы Нижегородской области на 2019-2021 годы планируется строительство наружных сетей и сооружений с. Спасское, а также в планах на 2019 год:

- участие сельских и городских поселений Шатковского района в реализации проекта по поддержке местных инициатив, в программе «Формирование комфортной городской среды»;

- реализация жилищных программ по предоставлению жилых помещений ветеранам ВОВ, детям-сиротам и другим отдельным категориям граждан, установленных законодательством;

- подготовка документации для включения в перечень строек, финансируемых в рамках областных целевых программ, строительство которых невозможно без поддержки областных и федеральных бюджетов;

- разработка градостроительной документации;

- продолжить работу по предоставлению гражданам мер социальной поддержки при газификации домовладений и возмещению процентной ставки льготного целевого кредитования на газификацию домовладений;

- проведение работ по благоустройству населённых пунктов района;

- участие в областном смотре-конкурсе на звание «Лучшее муниципальное образование Нижегородской области в сфере благоустройства и дорожной деятельности»;

- оказание муниципальных услуг в сфере градостроительства, строительства, жилищной политики и т.д.


БЮДЖЕТ

Процесс исполнения бюджета Шатковского района организован в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

По итогам 2018 г. районный бюджет исполнен по доходам в сумме 649,4 млн. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 186,2 млн. руб. В структуре доходов бюджета района за 2018 год составляют:

- налоговые и неналоговые доходы -29,0%;

- безвозмездные поступления — 71%.

Расходы районного бюджета произведены в сумме 651,6 млн. руб. при плане 659,8 млн. руб., исполнение составило 98,8 %. На выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы района направлено 401,2 млн. руб., что составляет 61,5 % в общем объёме произведенных расходов консолидированного бюджета.

Из общей суммы расходов за 2018 год (651,6 млн. руб.) на отрасли социальной сферы израсходовано 476,7 млн. руб., что составляет 73,2 % всех произведенных расходов бюджета района, таким образом районный бюджет за 2018 год имеет социальную направленность.

Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2019 г. составляет 1,5 млн. руб., вся задолженность является текущей, просроченной кредиторской задолженности нет.

По состоянию на 01.01.2019 г. муниципальный долг Шатковского района составляет 0 руб.

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЛЕЙ

В работе администрации одним из важных направлений остаётся эффективное, грамотное управление имуществом, осуществление контроля за целевым использованием имущества района и его сохранностью.

В целом за 2017 год сектором земельных и имущественных отношений оказано 198 муниципальных услуг в сфере земельных и имущественных отношений.

Фактическое поступление неналоговых доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом и землёй, администрируемых сектором земельных и имущественных отношений, составило 7,96 млн. руб.

За 2018 год было заключено 35 договоров аренды земельных участков общей площадью 1757,19 га для сельскохозяйственного производства, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. На 1 января 2019 года действует 205 договоров аренды земельных участков общей площадью 18573,9 га.

На 1 января 2019 года действует 9 договоров аренды нежилых помещений общей площадью 259,10 квадратных метров и 10 договоров аренды иного имущества (газопроводы, автотранспорт, электросети). Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества получены в объёме 1169152,12 рублей.


Общие доходы от продажи земельных участков на торгах и без проведения торгов планировались в сумме 2 млн. руб. Фактическое поступление составило 2,595 млн. рублей.

Сектор осуществляет бухгалтерский учёт муниципальной имущественной казны района. На 1 января 2019 года в казне числится 429 объектов общей балансовой стоимостью 402 млн. руб., в т.ч. 189 объектов недвижимого имущества общей стоимостью 257 млн. руб., 87 объектов движимого имущества стоимостью 38 млн. руб. и 153 земельных участка кадастровой стоимостью 107 млн. руб.

ОБРАЗОВАНИЕ

По-прежнему одним из наиболее крупных социальных направлений является система образования, направленная на создание безопасных, комфортных, современных условий для обучения и воспитания детей.

На 1 января 2019 года в районе функционируют 12 общеобразовательных учреждений - 8 средних, 2 основных, 1 начальная (филиал), 1 начальная школа-детский сад, 2 учреждения дополнительного образования (ДЮЦ, ДООЦ им. Т. Савичевой). Всего обучающихся в школах 1893 человека (2017 год - 1938 обучающихся), в 9 дошкольных образовательных учреждениях и группахдошкольного образования в образовательных учреждениях общее число воспитанников 878 человека (2017 год – 887 человек, что на 9 чел. меньше).

Бюджетные расходы по системе образования в 2018 г. составили 309 502,5 тыс. рублей. Из них целевая субвенция из областного бюджета: на обеспечение общего образования – 143636,3 тыс. рублей, дошкольного образования – 50 898,9 тыс. рублей; на дополнительное образование израсходовано средств местного бюджета – 13846,3 тыс. рублей. Затраты на 1 учащегося в год в среднем по району в 2018 г. составили 93697,46 рублей (2017 год – 88175,8 руб.), на 1 ребёнка затраты году в дошкольных учреждениях составили 120833,0 рубля (2017 год – 97765,0 рублей). На 1 января 2019 года процент охвата детей (1-7 лет) дошкольным образованием в районе – 79% (2017 год - 77%).

На подготовку учреждений образования к новому учебному году в 2018 году были выделены средства местного бюджета на проведение текущего ремонта в размере 2028,8 тыс. рублей, в т. ч. на противопожарные мероприятия – 814,7 тыс. руб.

Результаты ЕГЭ. На территории района был организован 1 пункт сдачи экзаменов – МОУ «Шатковская СШ». 100% выпускников прошлого года сдали оба обязательных предмета (русский язык и математика) и получили государственный документ об образовании (аттестат о среднем общем образовании). Результаты сдачи обязательных предметов в районе: средний балл по русскому языку – 75,04 (обл. – 72,71); средний балл по математике (профильная) - 52,27 (обл. – 52,99), математика (базовая) – 4,44 балла (обл. – 4,23).


В общеобразовательных учреждениях трудятся 274 руководящих и педагогических работников, средний возраст которых составляет 45 лет. Самые «молодые» педагогические коллективы – в Архангельской СШ, Лесогорской СШ, Светлогорской СШ и Красноборской СШ. Самые «возрастные» – Смирновской СШ, Силинской ОШ и Пановской НШДС.

В системе дошкольного образования трудятся 97 руководящих и педагогических работников, в т. ч. 73 воспитателя (4 старших воспитателя). Средний возраст 41 год. Имеют высшее образование 79 %, стаж работы менее 5 лет - 13%, более 20 лет - 48%, высшую квалификационную категорию – 37% (обл. - 17,8%), первую - 45% (обл. - 51,1). За последние 3 года прошли курсы повышения квалификации 100% педагогических работников ДОУ.

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В 2018 году в Шатковском районе выявлено 15 детей, оставшихся без попечения родителей, 7 детей (47%) устроены в семьи, 8 детей (53%) остались не устроенными на конец года. Возвращено детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 3 человека (причина: несложившиеся отношения между опекунами и приёмными детьми).

Всего на территории района на 01.01.2019 проживают 179 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 174 ребёнка проживают в приёмных семьях (94 семьи), 5 детей находятся под опекой (4 семьи).

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, на 01.01.2019 года составило 49 человек. В 2018 г. обеспеченны жилыми помещениями 12 человек (24%).

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН

В июле 2017 года в администрации был создан сектор по опеке, попечительству и социальным вопросам из трёх специалистов. Основной задачей сектора является осуществление полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан.

По состоянию на 31 декабря 2018 года на учёте в органе опеки и попечительства стоит 562 совершеннолетних недееспособных гражданина, в т. ч. находящихся на социальном обслуживании в ГБУ «Понетаевский ПНИ» 532 чел. и 30 чел., проживающих в домашних условиях.

В 2018 году было рассмотрено 127 письменных обращений по вопросам опеки и попечительства, проведено 63 заседания комиссии по рассмотрению вопросов по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, проживающих на территории Шатковского района.


В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов в 2018 году проведено и составлено более 1200 актов плановых проверок условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами их прав и законных интересов, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетнего гражданина. Составлено 11 актов о ненадлежащем исполнении опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного. Проверено и утверждено более 550 отчётов опекунов.

КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

За 2018 год комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проведено 23 заседания, в ходе которых рассмотрено 158 административных протоколов, в т. ч. 32 составленных в отношении несовершеннолетних, 29 других вопросов по деятельности комиссии.

На территории Шатковского муниципального района по линии подростковой преступности за 2018 год несовершеннолетними совершено 3 преступления (за аналогичный период прошлого года - 0). По структуре совершённые преступления делятся следующим образом: 1 мошенничество с использованием платёжных карт, 1 кража, 1 угон.

В целях комплексного решения вопросов предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, стабилизации уровня подростковой преступности в каникулярный период, усиления социально-правовой защиты детей на территории Шатковского муниципального района Нижегородской области с 1 июня по 10 сентября 2018 года проводилась комплексная межведомственная профилактическая операция «Подросток». Ежемесячно проводятся рейды «социального патруля».

КУЛЬТУРА и СПОРТ

Приоритетными направлениями в решении задач по сохранению и развитию культурных традиций являются организация и проведение культурно-массовых мероприятий, сохранение и развитие традиционных форм народного творчества. Эти задачи решают 6 учреждений, входящих в состав отдела культуры администрации Шатковского муниципального района: Центр досуга, кино и народного творчества, районный межпоселенческий организационно-методический центр, историко-краеведческий музей, Шатковская детская школа искусств, Шатковская детская художественная школа, Централизованная межпоселенческая библиотечная система. О направлениях деятельности учреждений культуры в 2018 году говорят их названия.


ПРАВОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА

Правовое обеспечение деятельности главы местного самоуправления и администрации района по реализации полномочий, предусмотренных Уставом, федеральным и областным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, возложено на отдел правовой и информационной работы.

В целях обеспечения законности всех принимаемых постановлений и распоряжений администрации района, а также по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений, руководствуясь Федеральным законом «О противодействии коррупции» в обязательном порядке осуществляется их правовая и антикоррупционная экспертиза. Так, в 2018 году проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 309 распоряжений администрации, 1027 постановлений администрации, 84 решения Земского собрания, всего 1420 нормативных акта. Элементов коррупции не выявлено.

Правовые акты администрации района, имеющие общественный интерес и затрагивающие интересы неопределённого круга жителей района, были опубликованы в общественно-политической газете «Новый путь» и размещены на официальном сайте администрации Шатковского муниципального района.

Специалисты отдела постоянно участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел с участием администрации района: за 2018 год были участниками 45 судебных дел, приняли участие в 132 заседаниях (в 2017 году – в 108 заседаниях).

Отделом также проведена работа по подготовке и направлению 960 уведомлений гражданам, включенных в список кандидатов в присяжные заседатели для обеспечения деятельности Шатковского районного суда Нижегородской области на 2018-2021 г.г., по 10 исполнительным листам.

АРХИВНЫЙ СЕКТОР

Одной из функций администрации района является обеспечение сохранности и учёта архивных документов. В 2018 году в архивный сектор принято на хранение:

- управленческой документации постоянного хранения – 418 ед. хр.,

- научно – технической документации – 17 ед. хр.,

- документов по личному составу в количестве 1163 ед. хр. Всего - 1598 ед. хр.

По состоянию на 1 января 2019 года в архиве образовано 182 фонда, в которых насчитывается 37307 единиц хранения. За 2018 год исполнено 1670 социально-правовых запроса граждан.


КАДРОВАЯ РАБОТА

Одним из аспектов, непосредственно влияющих на эффективность деятельности органов местного самоуправления, является кадровый потенциал.

В администрации Шатковского муниципального района 99 % муниципальных служащих имеют высшее профессиональное образование. Из них более 13% имеют два и более высших профессиональных образования.

ДОКУМЕНТООБОРОТ АДМИНИСТРАЦИИ

Общий объём документооборота администрации района за 2018 год составил 11017 (2017 год – 10 033) документов. При этом в районную администрацию за 2018 год поступило и обработано:

* входящей корреспонденции (включая постановления, законы, распоряжения, указы губернатора и правительства Нижегородской области) –180 (601),

* переписка с вышестоящими министерствами, департаментами и другими организациями по основным направлениям деятельности – 5266 (4935).

Разработано и подготовлено:

- исходящей корреспонденции –4085 (2906);

- постановлений главы администрации Шатковского муниципального района –1027 (1123);

- распоряжений главы администрации Шатковского муниципального района – 309-р (297-р).

В районную администрацию за 2018 год поступило 150 (2017 - 171) обращений граждан, которые рассмотрены специалистами администрации района. Анализ рассмотрения обращений показывает, что наибольшее количество письменных обращений поступило по вопросам хозяйственной деятельности, большая часть вопросов посвящена содержанию и ремонту дорог, газификации, водоснабжению и электроснабжению населённых пунктов, содержанию и обеспечению коммунальными услугами жилого фонда, социальным вопросам.

ЗАДАЧИ НА 2019 ГОД

Конечно, не все вопросы ещё решены, и жизнь постоянно ставит перед нами всё новые и новые задачи. В 2019 году нам предстоит не менее сложная работа. Основными задачами на предстоящий период являются:

- увеличение объёмов производства собственной продукции;

- продолжение работы по привлечению дополнительных доходов в бюджет района и по оптимизации бюджетных расходов;

- привлечение в район инвестиций, внедрение и использование новых технологий, модернизация существующих производств, в том числе и сельскохозяйственных;

- обеспечение нормативного состояния дорог и движения общественного транспорта;

- улучшение демографической ситуации, пропаганда и создание условий для здорового образа жизни;

- создание условий для привлечения и возвращения в район квалифицированных кадров и молодёжи;

* современное благоустройство и озеленение населённых пунктов.

В заключение своего выступления хочу выразить благодарность депутатам всех уровней, главам поселений, руководителям предприятий и учреждений, специалистам администраций, общественным организациям, всем жителям района за сотрудничество, понимание и поддержку, большую работу в реализации планов по развитию нашего района.

Уверен, что наша общая забота о районе будет способствовать его дальнейшему развитию.