Поездка на «Сокол»

Районный совет ветеранов, районное общество ВОИ в своей работе  активно используют поездки ветеранов и инвалидов по памятным местам. Было организовано посещение Саранска, - столицы Мордовии, Сарова, Дивеева, Макарьевского монастыря и др.

В середине августа группа ветеранов посетила Нижегородский  авиазавод «Сокол», а вернее его музейную часть. Это мероприятие было осуществлено при содействии С. А. Субботина, председателя ветеранской организации завода. Он встретил шатковцев у проходной, провел на территорию завода, показал выставку «живой» авиатехники: самолетов МиГ-15, 17, 19, 21, 25, 29 и 31. Они  отлетали своё и стали экспонатами музея под открытым небом.

Нас поразила площадь территории предприятия: это город в городе, с улицами, кварталами и производственными корпусами, поликлиникой и т.п. Сталислав Андреевич очень хорошо знает историю завода, показывая всё это, он подробно рассказал о каждом объекте, т.к. начинал трудовую деятельность на этом заводе, был рядовым рабочим, комсомольским вожаком,  руководителем подразделений.

Свой рассказ С. А. Субботин продолжил в музее предприятия. Надо отметить, что музей находится в двухярусном квадратном помещении, хорошо оборудован: макеты самолетов, снимки, стенды и т.п. Обходили мы его часа полтора. Перед нами также выступил директор музея Ю. И. Агафонов.

Коротко об истории завода. Его строительство, как и автомобильного, механического заводов, началось в 1929 году, а в феврале 1932 года был пущен в действие. Носил номерной знак 21, затем было присвоено звание им. Орджоникидзе, министра тяжёлой промышленности. В довоенное время выпускал  в основном самолеты Лавочкина, Поликарпова, в послевоенный период - реактивные МиГи конструктора Андрея Микояна, серийные и опытные образцы конструкторов А. С. Яковлева и В. М.Мясищева. За весь период работы завод выпустил более 43 тыс. самолетов.

В 90-х годах прошлого века -  в начале 21 века произошел резкий спад производства, т.к. оборонных государственных заказов не было, выпускали бытовые товары, пробовали  строить катера разной модификации, легкие самолеты. Но это не спасало завод. В одно время он находился на грани банкротства. Чуть было не началась распродажа зданий, в т.ч. и музея. В нем предлагалось новыми хозяевами разместить  увеселительное заведение.

Сейчас обстановка стабилизировалась. На предприятии трудятся 6 тыс. человек. Но для сравнения: в конце 80-х годов трудились 24 тыс. человек. Основное направление производства -  ремонт МиГов. Появились  оборонные госзаказы. В общем, у завода есть  будущее, есть перспективы развития.

Н. ТУКМАКОВ.