Открытость и прозрачность правосудия

В своем послании  Федеральному Собранию Президент России Д. А. Медведев отметил: «Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества». Именно на повышение открытости и прозрачности правосудия - важнейшего условия повышения к нему доверия населения - направлен федеральный закон от 22.12. 2008 г. № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Когда начинает действовать данный закон и какова его сущность?  Об этом говорит председатель Шатковского районного суда Г. Ю. УРНЯЕВА:

-Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» вступает в законную силу 1 июля 2010 года и с этого момента начинает действовать. Указанным законом устанавливается порядок размещения информации в здании судов и в Интернете о деятельности судов.

-Как можно конкретнее узнать о своих правах  как пользователя информации?

-Любой человек также имеет право обратиться в суд с запросом об интересующем его материале, который регистрируется и подлежит исполнению в 30-днейный срок. Информация о деятельности судов предоставляется бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

-Как и кем будет обеспечиваться доступ к информации о деятельности судов?

-Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается самими судами, судебным департаментом, органами судебного департамента, органами судейского сообщества с использованием сети Интернет. В судах созданы  свои официальные сайты с указанием адреса электронной почты, по которым может быть направлен запрос. Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности  судов являются: достоверность предоставляемой информации; соблюдение сроков и порядка предоставления информации; изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен; создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности судов, а также создание государственных  информационных систем.

-Снимается ли при этом гриф секретности с правосудия полностью?

-Безусловно нет. На основании статьи 5 вышеизложенного закона доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую  законом тайну. Перечень  сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливаются федеральным законом.

Информация о деятельности судов не предоставляется, если это является вмешательством в осуществление правосудия либо ставится вопрос о толковании нормы права, правовой позиции или о правовой оценке судебного акта.

Хочется отметить, что задачи, заложенные в данном законе, уже в настоящее время успешно реализуются, а публикуемые тексты судебных актов позволяют получить более четкое представление о работе судов, о проблемах в законодательстве и в судебной практике. А это в свою очередь также способствует преодолению правового нигилизма.