В Шатках снимали кино

Проверка на дорогахВ 2016 году в канун 9 мая, Дня Победы, на мемориальном комплексе «Никто не забыт, ничто не забыто» была открыта памятная мемориальная доска, посвящённая нашему земляку Александру Лазареву, главному действующему лицу кинофильма «Проверка на дорогах» и книги «Гибель «Цеппелина».

Проверка на дорогахПро Александра Ивановича в районной газете много рассказывалось, но напомню, что он родился в Первомайском районе, но жил с семьёй в селе Шатки. Перед войной 1941 – 1945 годов уехал в Горький, где был призван в ряды Красной Армии.

В годы войны по заданию органов госбезопасности через партизанский отряд был внедрён в немецкую диверсионную школу «Цеппелин», расположенную под Псковом. Здесь подготовил, создал условия для успешного нападения партизан на школу диверсантов и завладения секретнейшими документами. К сожалению, в одном из боёв (на железнодорожной станции Луга Псковской области) в январе 1943 года Александр геройски погиб.

Телевизионный канал «Россия-1. Поволжье» решил воссоздать события 74-летней давности, снять короткометражный документально-художественный фильм, в который бы вошли несколько эпизодов, в т.ч. приход Александра Лазарева в партизанский отряд, нападение партизан на немецкую диверсионную школу и бой на железнодорожной линии, в котором Александр погибает.

Местом для съёмок выбраны Шатки, в которых Лазарев проживал ряд лет. Конкретно - лесной участок за речкой Ельтмой, а также окрестности базы отдыха «Кипячий ключ». Наши леса не хуже псковских, в них вполне могли бы действовать партизанские отряды.

Съёмка проходила 24 февраля т.г., на следующий день после праздника защитников Отечества.

К назначенному времени к месту съёмок (на участок за речкой) прибыли автобус, «Газель», с десяток легковых автомобилей высокой проходимости. Они привезли участников съёмки: режиссёра, операторов, игроков массовых сцен (они исполняли роль партизан, немецких солдат). Немало было и шатковцев: большая группа работников АО «Строитель», железнодорожники и др.

Выгрузившись, участники массовок быстро переоделись в соответствующую форму: игравшие партизан – в телогрейки, некоторые в шубняки, кирзовые сапоги, шапки-ушанки; игравшие немцев экипированы были лучше: на них шинели, каски с мягкой подкладкой, фляжки разной формы, маскировочные халаты и т. д.


Проверка на дорогахПартизаны были вооружены отечественными автоматами, винтовками, карабинами, немецкие солдаты – ручным пулемётом, автоматами, естественно, немецкого производства. Как выяснилось далее, оружие было боевое, оно стреляло, конечно, холостыми патронами. После ружейной пальбы лесные звери от места съёмок, наверное, улепётывали, пятками сверкая.

Сначала был снят эпизод боя на железной дороге, в ходе которого Александр Лазарев должен был заложить взрывчатку под рельсы и взорвать железнодорожное полотно. Александр и двое сопровождающих его партизан по глубокому снегу стали подниматься на железнодорожную насыпь. Их движение прикрывала группа партизан, расположившихся тоже в глубоком снегу на опушке леса. Но дорогу охраняли немцы, они заметили движущихся партизан и открыли стрельбу, в результате которой Лазарев был убит, партизанам пришлось отступить.

Второй эпизод был посвящён началу описанных событий в выше названных кинофильме и повести – приходу Александра Лазарева в партизанский отряд. Для съёмок этого эпизода на опушке леса около песчаного карьера АО «Строитель» был сооружён партизанский лагерь: вырыта землянка, вход в которую закрывала плащевая ткань. Рядом горел костёр, стоял самодельный стол, на котором партизаны готовились к обеду: резали хлеб, свиное сало, расставляли другие продукты. Недалеко стояли две лошади, запряжённые в сани-розвальни. В это время и пришёл Александр в шапке-ушанке, в немецкой (по произведениям – во власовской) форме. Кто он такой и для чего он пришёл, знал только командир партизанского отряда – сотрудник органов госбезопасности Пяткин.

Напомню, что в фильме «Проверка на дорогах» командира партизан играл Ролан Быков, а Александра Лазарева Владимир Заманский. В февральских съёмках Лазарева играл молодой симпатичный актёр, несколько похожий на нашего земляка.


Проверка на дорогахКак сказано в начале материала, в дальнейшем Александр Лазарев, как «бывший власовец», внедряется в немецкую диверсионную школу «Цеппелин». Там рн завоевал доверие руководства школы, в результате смог обеспечить успех партизанской операции по выемке важнейших секретных документов. Нападение на школу было совершено в ночь с 31 декабря 1942 года на 1 января 1943-го, т.е. в новогоднюю ночь.

Вот этот эпизод был третьим и снимался он на базе отдыха «Кипячий ключ». В нём натурально было показано, а значит, и заснято, как служил Лазарев в школе, как относился к своим сослуживцам, какие отношения были у него с руководством школы. Всё это снималось в дневное время. А в ночь снималось нападение на школу, выемка документов, захват в плен заместителя начальника школы. Все действия партизан, А. Лазарева были натуральными, как при съёмках художественного фильма.

Проверка на дорогахСмотреть съёмки было интересно. Во-первых, и партизаны, и немцы были одеты, как сказано выше, в соответствующую военную форму. Во-вторых, во время съёмок на железной дороге и при атаке на школу велась настоящая стрельба, конечно, только холостыми патронами. В-третьих, натурально смотрелся партизанский лагерь. В-четвёртых, в съёмках применялось современное оборудование, например, беспилотник (дрон) с телекамерой. В пятых, зрители в натуре увидели, в каких условиях воевали партизаны.

Техническую работу по созданию партизанского лагеря, обеспечению лошадьми и т.д. провели работники АО «Строитель» под руководством главы местного самоуправления района А. И. Нестерова. Напомню, что Алексей Иванович были инициатором и организатором открытия мемориальной доски Александру Лазареву на мемориальном комплексе «Никто не забыт, ничто не забыто». Активно участвовал он и в подготовке к съёмке документального телефильма, даже в съёмке фильма.

Кстати, лошадей с санями-розвальнями предоставил житель села Новое Иванцево Иван Васильевич Инжутов, который присутствовал на съёмках 1 и 3-го эпизодов и даже попал в видеокадры. А привоз лошадей в Шатки было непростым делом. Как рассказывали Иван Васильевич и Владимир Горбунов, подвозивший их в специальном прицепном автофургоне, пришлось затратить несколько часов по заводу лошадей в фургон. Да и везти животных в Шатки и обратно было непростым делом. Это всё же живой груз. Но всё прошло благополучно.

Николай ТУКМАКОВ.