Сначала была узкоколейка…

Наш посёлок, как и тысячи других в Росии, расположен вдоль железной дороги. Видя проходящие через Шатки поезда, слыша стук их колес, я иногда задумываюсь: «Это же сколько труда было потрачено, чтобы создать такую сеть железных дорог в России – нашей огромной стране? Сколько километров рельс и шпал проложено, чтобы люди могли каждый день, каждый час, каждую минуту ездить на дальние расстояния? Это, наверное, был поистине адский труд». Заинтересовавшись этим вопросом, я узнала немало интересных фактов.

Заглянув в книгу «Земля Шатковская. Прошлое и настоящее», изданную к 75-летию нашего района, я обнаружила, что в этом году исполнилось 60 лет (а значит юбилей!) с того времени, как построили широкую колею железнодорожного пути Берещино – Шатки.

В этой книге также указывалось, что строили нашу дорогу заключённые ГУЛАГА. А контроль за её возведением взял на себя сам Л. П. Берия. Об этой неимоверно сложной работе пишется следующее: «В январе - феврале 1950 года по всей трассе будущей железной дороги в одночасье возникло 8 отдельных лагерных пунктов по 2,5 тыс. человек в каждом….В ОЛП размещались бывшие военнослужащие Красной Армии, получившие сроки от 8 до 25 лет исправительно-трудовых работ. Как правило, это были молодые парни и девчата, побывавшие в годы Великой Отечественной войны в плену или сотрудничавшие в годы войны с немецкой администрацией. Были там и истинные враги народа – «власовцы», «бандеровцы», бывшие полицаи…Дорогу возводили руками, используя лишь ломы, лопаты, топоры, кирки и тачки. В марте 1951 года железная дорога была закончена, а через месяц лагеря исчезли».

От Шатков до Сарова железная дорога была сделана руками 20 тыс. человек, без помощи какой-либо техники. «А как же до этого перевозили грузы?», спросят многие. В книге говорится, что от Шатков до Первомайска была проложена узкоколейка, которая в конце 40-х годов просто не справлялась с грузооборотом из-за интенсивных работ в Сарове.

Александр Фёдорович Соловьёв, который в те годы был совсем юным и жил рядом с железной дорогой, видел, как строился этот путь, поделился с нами своими воспоминаниями:

- До того, как стали сооружать дорогу от Шатков до Сарова, здесь проходила узкоколейка. С началом строительства широкой колеи, старую дорогу не убирали полностью, так как в Шатках находился перевалочный пункт: около железной дороги стояли два деревянных склада, куда привозили продукты, грузы. Затем всё это по узкоколейке возили в Ельники (Мордовия), Первомайск.

По всему пути нынешней железной дороги стояли лагеря заключённых: на станциях Шатки, Берещино, Сатис, Лесогорск и др. Это были охраняемые бараки, находившиеся за колючей проволокой. Рядом с тем местом, где сейчас стоит водонапорная башня, был мужской стройлагерь. Женский лагерь располагался рядом с прудом, который находится недалеко от крупяного завода. Хоть и были бараки охраняемыми, но всё же разрешалось их жильцам ходить с нами на танцы в клуб, который располагался на месте нынешней церкви.

Но не только железную дорогу строили заключённые. Они возводили и дома. По улице Станционной два восьмиквартирных дома, два одноэтажных «финских» дома (на улице Станционная, возле бывшего переезда к заводу ЖБК), три дома в Рабочем переулке – всё это было построено уголовниками. Везде заключённые ходили пешком - транспорта им не предоставляли. 

Возвращаясь к разговору о железной дороге, нужно сказать, что в 1951 году она ещё продолжала строиться, однако поезда уже по ней ходили. До 1953 года и новый железнодорожный путь, и узкоколейка ещё «работали» вместе.

Подготовила М. МОСКАЕВА.