Год Минина в области - Откуда родом герой?

Губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев объявил 2011 год в нашем регионе Годом Кузьмы Минина. В следующем году исполнится 400 лет с тех пор, как нижегородец земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, собрав народное ополчение, освободили Москву от польских интервентов. Таким образом, губернатор отдал дань памяти народному герою.

Год Минина в области - Откуда родом герой? - Шатки.РУ

Но, по сути, мы очень мало знаем про своего прославленного земляка, ведь в школьном курсе истории всегда дают лишь общую картину событий, происходивших в 1612 году. А вокруг персоны Кузьмы Минина до сих пор не утихают споры по поводу…его происхождения. На эту тему в газете «Нижегородская правда» от 26 марта и 2 апреля 2011 года были опубликованы статьи нижегородского историка Сергея Скатова «О родовых корнях народного героя», которые весьма интересны.

В общем и целом там говорится следующее. Одни утверждают, что он – крещёный татарин Кириша Минибаев из ордынского рода. Другие историки считают, что, якобы, родина К. Минина – город Балахна, который находится недалеко от Н. Новгорода. Третьи говорят, что ни Балахна, ни ордынский род не имеют никакого отношения к народному ополченцу: он нижегородец – и точка!

Привожу выдержку из статьи: «О Кузьме Минине - крещёном татарине Кирише Минибаеве пишут татарские светские и религиозные СМИ, заявляют муфтии, дискутируют национально ориентированные учёные. Обсуждается, в частности, что фамилия Минин происходит от тюркско-кыпчакского мин – некогда ведущего ордынского рода. А Балахна, скорее всего, была основана гораздо раньше, чем принято считать, и не кем-нибудь, а булгарами. На это, помимо всего прочего, указывает её явно восточное название, которое некоторыми историками переводится как «высокая, верхняя надстройка» или «верхний город»…

Однако автор статьи опровергает эту и балахнинскую версии происхождении Кузьмы, ссылаясь на исследования современных историков. Например, историк С. В. Сироткин в одной из своих статей доказывает, что ни в одном дошедшем до нас документе Кузьма не упоминается как какой-либо родственник жителям Балахны, приводя данные из писцовых, дозорных, переписных книг, купчих, списков гостей гостиной и суконной сотен, касаемых этого города 17 века.

Вторая версия также бездоказательна, как пишет С. Скатов. Не мог быть народный герой татарином, этому нет никаких явных исторических подтверждений, одни слухи. «Кузьма Минин – православный, русский, нижегородец, посадский человек», - утверждает Сергей.

Под вопросом и само имя Кузьмы. Во всех энциклопедиях, литературных произведениях он фигурирует как Козьма Захарьич Минин – Сухорук. Скатов приводит множество исторических фактов, в которых имя ополченца даётся в разных вариациях. То он никакой не «Сухорук», то не «Захарьев сын», то «Косма», то он «Кузьма Минич Минин», получивший фамилию по имени отца Мина, и т. д. В общем, путаница несусветная. Да и по поводу его братьев, сестёр, сыновей в разных источниках написано по-разному.

Так и не доспорятся никак учёные до истинности этого вопроса. Ведь личность Кузьмы Минина, как и любого другого выдающегося человека, не даёт покоя историкам, да и не только. Например, если верить заметкам одного известного писателя, то после смерти героя находились люди, которые говорили, будто им во снах являлся сам Минин, приказывающий нижегородскому градскому обществу  построить дом и подарить тем, кого он удостоил своим «визитом».

Как бы то ни было, несмотря на разные версии и слухи, мы должны помнить и знать, что К. Минин и Д. Пожарский, собрав 400 лет назад народное ополчение, освободили нашу страну от иностранных захватчиков. За что им и благодарна освобождённая Россия.

Подготовила М. МОСКАЕВА.