От Елховки до Женевы. (Продолжение. Начало в №№ 83, 87, 99 от 2012 г.)

Этот трагический случай в ШКМ долгое время был предметом обсуждения в комсомольской организации и осуждения «наших нравов» в крестьянских семьях, окружающих деревень. Одновременно с этим мы все, ученики ШКМ, стали как-то больше понимать, что нашим школьным шалостям приходит конец, и с приближением срока окончания школы возникала проблема, куда податься дальше.

Летом состоялся первый выпуск учеников ШКМ, который состоял в основном из детей крестьян-подростков. Большинство выпускников остались на работе в сельском хозяйстве, и в период коллективизации многие были вожаками этого движения.

Как правило, выпускники ШКМ, получившие семилетнее образование и оставшиеся в сельской местности, по тем временам были самыми грамотными, самыми культурными молодыми людьми в деревне, стали занимать ведущие посты в сельских Советах, избах-читальнях, в системе центросоюза, а некоторые даже поступали на работу в уездные и волостные учреждения. Они оставались верными проводниками идей Советской власти. Позднее ШКМ превратилась в обычную семилетнюю школу, контингентом учащихся которой стали дети колхозников местного села.

Мое бедняцкое положение в селе за период учебы в ШКМ не улучшилось и возвращение домой не могло облегчить материального положения, а жажда к получению знаний еще больше возросла, поэтому осенью того же года я поступил учиться в профессионально-техническую школу в городе Арзамасе, в 30 км от моего села.

В 1975 году Понетаевская ШКМ отмечала 50-летие своего существования. Инициативная группа бывших учеников, работающих в этом районе, собрала адреса окончивших ШКМ, и те, кто смог, приехали на торжества. Приехал на них и наш первый учитель русского языка Н. В. Войков в возрасте за 80 лет. Было все торжественно и чрезвычайно интересно. Одновременно было и печально, - школа закрывалась из-за отсутствия контингента учащихся.

В. П. РЕБРОВ.