От Елховки до Женевы. (Продолжение. Начало в №№ 83, 87, 99 от 2012 г.)

Школа крестьянской молодежи

На втором году учебы в ШКМ мне, единственному ученику, в силу моего бедного и сиротского положения, а, возможно, за мою прилежность в учебе и дисциплинированность, была назначена стипендия – 5 рублей в месяц, включая каникулярные периоды. Это было совершенно невиданно и неслыханно в местах моего детства – учиться да еще получать деньги.

По тем временам это была уже помощь. На первую стипендию я мечтал купить яловые сапоги, т.к. ношение лаптей, которые (хотя и плел сам) меня особенно угнетали, я очень стыдился такой обуви. Но, увы, это пока не осуществилось. Дело в том, что мне первую стипендию выдали одной бумажкой, какой я в жизни еще в своих руках не держал, и я всем, кого только видел, показывал ее, а в результате…я ее потерял. Какой это был для меня удар и сколько слез я пролил – это может понять только тот, кто хотя бы приблизительно пережил такую «катастрофу» в детские годы.

Чтобы закончить описание моего «житья-бытья» в ШКМ, считаю необходимым описать трагический эпизод как для школы, так и лично для меня.

Все мы взрослели, детские шалости постепенно сами себя изживали, жизнь наша не ограничивалась учебными занятиями и занятиями на учебном поле или скотном дворе. У ребят и девочек стали уже проявляться и любовные «интрижки». Этому способствовал и фактор наличия среди учеников ребят-переростков 16 – 18 лет, а среди ребят-воспитанников детского дома находились мальчики и девочки, пребывание которых в детдоме заканчивалось, и они должны вот-вот вступить в самостоятельную жизнь.