От Елховки до Женевы (Продолжение. Начало в №№ 83, 87, 89 за 2012 год, 2, 10, 16, 62, 68, 78 за 2013 год). КИТАЙ

Китайское руководство стало чинить большие препятствия нашим торговым операциям, и мы стали терять постоянную клиентуру из мусульманского населения, хотя его было в провинции меньшинство по сравнению с уйгурами и дунганами.

Губернатор провинции, почти еженедельно устраивавший по всякому удобному и неудобному поводу различные дружеские приемы, все меньше и меньше вступал в контакты с нашей консульской службой.

Летом 1942 г., случайно находясь в помещении консульства, меня мимоходом познакомили с незнакомым мне крепко сложенным мужчиной, транзитным пассажиром, возвращающимся в СССР из Пекина или Чунцина, теперь уже не помню. Я представился, а незнакомый мне человек сообщил о себе что-то невнятное, и я не понял, с кем меня познакомили.

Позднее я обратил внимание, что незнакомец появляется в окружении консула и мало общается с кем-либо другим. На мой вопрос, кто это, один товарищ сказал, что не знает, а второй назвал его волонтером. Такие лица мне встречались тоже. В действительности же это был будущий герой Сталинградской битвы Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, возвращавшийся на Родину после выполнения своей миссии в Китае.

В то время Советский Союз оказывал помощь Китаю в борьбе с японским милитаризмом, и в этих целях после оккупации Манчжурии Синьцзян стал единственным пунктом для транзита военных поставок в центральные провинции Китая. Автомобильная специальная колонна (от 60 до 100 автомобилей) от Харгоса до Ланьчжоу через Кульджу, Урумчи, Хами ходила сравнительно регулярно.

Недалеко от г. Урумчи был создан небольшой сборочный авиазавод, куда доставлялись самолеты в разборном виде, а дальше после сборки следовали по воздуху своим ходом. Директором этого завода был Вячеслав Еськов, который в послевоенные годы работал длительное время управляющим делами МИД СССР. Порожняк спецколонны использовался нами для вывоза закупленных нами в Китае сырьевых товаров.

В ноябре 1942 г. я был отозван в Москву для продолжения учебы во Всесоюзной Академии внешней торговли.

Явился в управление кадров наркомвнешторга без каких-либо замечаний по работе и, со слов работников управления кадров, с хорошей служебной характеристикой, что было особенно ценно для меня.

В. П. РЕБРОВ.