От Елховки до Женевы (Продолжение. Начало в №№ 83, 87, 89 за 2012 год, 2, 10, 16, 62, 68, 78 за 2013 год). КИТАЙ

Редакция 'Новый путь' ШаткиВ последнем материале было сказано, что В. П. Ребров после окончания Академии внешней торговли в марте 1945 года получил назначение во Францию, т.е. за границу. Но это не первая зарубежная страна, в которой начал работать герой нашего повествования. Первым был Китай. Вот что пишет В. П. Ребров в своих воспоминаниях.

После начала Отечественной войны Академия внешней торговли закрылась, и все слушатели (120 чел.) во главе с ректором Академии ушли в ополчение. Я был освобожден от ополчения и передан в распоряжение военкомата. Был зачислен на работу в аппарат Народного комиссариата внешней торговли, которым и был командирован в октябре 1941 г. на работу в Китай, а точнее в провинцию Синьцзян, в г. Урумчи на должность заместителя директора конторы «Совсинторг». Это была очень большая должность, и по значимости я занимал третье место в торговой среде после должности торгового агента и директора конторы.

Из Москвы в Алма-Ату всей семьей (жена, дочь и сын) выехали 14 октября 1941 г. И только во второй половине ноября 1941 г. прибыли в гор. Урумчи – столицу северо-восточной провинции Китая. То есть добирались мы более месяца.


Это была для меня первая поездка за границу. Хотя в то время и ходила поговорка, «что курица не птица, а Синьцзян не заграница», для меня она была не приемлема. И поэтому даже сейчас, после посещения десятка стран мира, на вопрос, какая страна осталась у меня в доброй памяти, я всегда отвечаю – Китай, а более точно - провинция Синьцзян.

С этой частью Китая в то время шла особенно оживленная наша торговля. Товары Советского Союза занимали по существу монопольное положение, особенно товары легкой промышленности: текстиль, трикотаж, обувь, кожгалантерея и др. В обмен на поставку советских товаров в Советский Союз поставлялись, главным образом, сырьевые товары: кожевенное сырье, шерсть, некоторые виды низких сортов хлопка, сухофрукты и многое другое. По существу торговля шла на принципах – товар против товара (товарообменные сделки).

Наши товары, как правило, были добротные, отличались высоким качеством и приличным ассортиментом, что давало возможность товароведам комплектовать нужные партии в обмен на китайские товары.

Барометром наших взаимоотношений с китайцами стали военные действия на советско-германском фронте. Наше контрнаступление под Москвой в декабре 1941 г. повлияло на смягчение наших взаимоотношений с Китаем на некоторое время, а начавшиеся наши неудачи весной 1942 г. под Харьковом, а особенно летнее наступление немцев под Сталинградом, вновь вызвало ухудшение отношений.


Китайское руководство стало чинить большие препятствия нашим торговым операциям, и мы стали терять постоянную клиентуру из мусульманского населения, хотя его было в провинции меньшинство по сравнению с уйгурами и дунганами.

Губернатор провинции, почти еженедельно устраивавший по всякому удобному и неудобному поводу различные дружеские приемы, все меньше и меньше вступал в контакты с нашей консульской службой.

Летом 1942 г., случайно находясь в помещении консульства, меня мимоходом познакомили с незнакомым мне крепко сложенным мужчиной, транзитным пассажиром, возвращающимся в СССР из Пекина или Чунцина, теперь уже не помню. Я представился, а незнакомый мне человек сообщил о себе что-то невнятное, и я не понял, с кем меня познакомили.

Позднее я обратил внимание, что незнакомец появляется в окружении консула и мало общается с кем-либо другим. На мой вопрос, кто это, один товарищ сказал, что не знает, а второй назвал его волонтером. Такие лица мне встречались тоже. В действительности же это был будущий герой Сталинградской битвы Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, возвращавшийся на Родину после выполнения своей миссии в Китае.

В то время Советский Союз оказывал помощь Китаю в борьбе с японским милитаризмом, и в этих целях после оккупации Манчжурии Синьцзян стал единственным пунктом для транзита военных поставок в центральные провинции Китая. Автомобильная специальная колонна (от 60 до 100 автомобилей) от Харгоса до Ланьчжоу через Кульджу, Урумчи, Хами ходила сравнительно регулярно.

Недалеко от г. Урумчи был создан небольшой сборочный авиазавод, куда доставлялись самолеты в разборном виде, а дальше после сборки следовали по воздуху своим ходом. Директором этого завода был Вячеслав Еськов, который в послевоенные годы работал длительное время управляющим делами МИД СССР. Порожняк спецколонны использовался нами для вывоза закупленных нами в Китае сырьевых товаров.

В ноябре 1942 г. я был отозван в Москву для продолжения учебы во Всесоюзной Академии внешней торговли.

Явился в управление кадров наркомвнешторга без каких-либо замечаний по работе и, со слов работников управления кадров, с хорошей служебной характеристикой, что было особенно ценно для меня.

В. П. РЕБРОВ.