Драма Кардавиля

В редакцию газеты поступило письмо за подписью человека родом из села Кардавиля Шатковского района. Оно начинаетсясловами «Вопрос землепользования в нашей стране никогда не относился к разряду легких. На суд читателя выносится драма, скорее трагедия, произошедшая в селе Кардавиль Шатковского района». Затем дается коротко история этого села, которая вызывает интерес. Даю эту часть письма дословно.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА

Безстуж Анамасов, Богдан Кистанов, Иван Снадеев, Учеть Чеутанов, Лапш Анамасов, Суморок Васильев, Григорий Пеляхин – это имена первых поселенцев. Звучит непривычно для нашего слуха. А все потому, что история села насчитывает более четырех столетий. Первые упоминания о старинном эрзянском селе можно найти в Арзамасских поместных Актах за 1578 – 1618 гг.

По рассказам местных старожилов, название села старые люди произносили первоначально как Кардавирь. «Вирь»по-эрзянски -«лес». «Кордон в лесу» - так звучит в переводе на русский язык название села.

Вполне естественно, что за несколько столетий существования на одном месте народ выработал для себя определенные нравственные ценности и нормы жизни. Огромная любовь к лесу существует в крови эрзянского народа нагенетическом уровне. Эта народная традиция до сих пор бережно передается из поколения в поколение.

Наши края - дивные по своей красоте, что лишний раз напоминает о мудрости предков, выбравших для жизни эти места.

Где дубравы и березки,

Ипросторы вдаль и вширь,

Есть село с названьем броским

И певучим – Кардавиль.

То, что место есть такое,

Миру просто повезло,

Ведь оно хорошим людям -

Родословное гнездо.

Здесь сирень цветет по вёснам

У прадедовских могил.

Кардавиль – наш плот и вёсла,

Как бы ветер не штормил.

Сейчас коренных жителей в селе осталось меньше, чем первых поселенцев. Судьба разбросала многих далеко от родимых мест, но магическая, трудно объяснимая связь человека с местом его рождения сохраняется на всю жизнь.

Что могут сказать непосвященному человеку такие слова, как Начколей, Печкерлей, Эркелей, Лапшилей, Кирмалолей? Ровным счетом ничего, простой набор звуков. А для каждого, кто родом из Кардавиля, – это знакомые с детства овраги, непохожие один на другой.

 

А рощи, окружающие село, - одна другой краше! В сельской жизни деревья осуществляют связь времен и объединяют воедино судьбы разных поколений. В лабиринтах времени постепенно исчезает память о первых жителях села, но рощи, когда-то названные ими, живут по сей день под своим именем.

Ошлей и Лапкапря – две ореховые рощи, раскинувшиеся прямо за околицей; Каракшлей – светлая березовая роща с крепкими осенними боровиками по косогорам;

Курилово – окутанная легендами, таинственная лиственная роща с болотистыми влажными оврагами, усыпанными весною золотыми лепестками купавниц, поэтически названных на местном наречии «вергезынь баякат» -волчьи колокольчики.

Прямо за действующим карьером изящно изогнулась Кумбра (измененное в местном диалекте эрзянское слово «шумбра» - здоровье). Это третья ореховая роща, окаймленная по краям черемухой и кустами калины.

Каждый бугорок, овраги, ручеек памятнас детства, каждая тропинка исхожена, запечатлена в глубине сердца. Именно из этой тесной привязанности к родным местам рождается чувство сопричастности с судьбой малой родины.

ДРАМА СЕЛА

Лет семь тому назад, а, может быть, и больше, сама природа сотворила чудо и сделала жителям села Кардавиль необычный подарок. На пологом склоне оврага Кирмалолей как-то незаметно для всехподросли березки, редкиепушистые сосенки, а между ними появились многочисленные земляничные и клубничные поляны, украшенные ромашками и крупными лесными колокольчиками. Щебет птиц, воздух, напоенный разнотравьем, море земляники – настоящий земной рай в десяти минутах ходьбы от села!

Узенькая лесная полоска земли тянулась вдоль всего оврага на 2 – 3 км, но сколько радости и здоровья успелаона принести людям! Внуки, приезжающие на лето к своим родным, пропадали в рощецелями днями. Взрослые отпускали их без опаски: заблудиться было невозможно: с одной стороны- овраг, с другой – село. Дети приносили целебную ягоду бабушкам и дедушкам, угощали их эликсиром долголетия, чтобы те жили как можно дольше. Сами внуки крепли физически, ведь каждой ягоде надо поклониться в пояс до земли. Проявляя заботу о старших, ребята одновременно осваивали жизненный опыт бережного обращения с природой, проникались к ней любовью и уважением. Так ненавязчиво проходило подлинное воспитание детейв духе традиций эрзянского народа.

Райский уголок, над которым Природа трудилась целое десятилетие, был изуродован в течение нескольких часов. Вздыбленная земля, изувеченные деревья, небрежно складируемые в кучи, измученные трактористы, вынужденные бесконечно останавливать трактора и с большим трудом вытаскивать из железных агрегатов зеленые кроны живых берез. Повсюду вывернутые и торчащие из земли корни деревьев. Нет слов, чтобы выразитьто, что творилось в сердце при виде этой картины.

В порядке комментария

Надопризнать, что эта часть письма написана эмоционально, душещипательно, с большой любовью к родному краю. А вот втораячасть письма, а это 3,5 страницы печатного текста, посвященнаяпоискам виновных в кардавильской драме, написана агрессивно, наставительного, поучительного, воспитательного содержания.

Зато ни слова не сказано, почему возник этот «райский уголок, надкоторым Природа трудилась целое десятилетие». А возник он в результате прекращения обработки пахотной земли, т.к. её некому стало пахать и сеять. Подсобное хозяйство «Энергетик» развалилось. Появившееся в селе фермерское хозяйство просто не могло осилить обработку земель. Сельчанам достаточно и приусадебных участков, т.к. вселении живут в основном пожилые люди. Вот и стала зарастать пашня березками, сосенками, кустарниками, ягодниками и грибами. И таких земель в России – миллионы гектаров.

Кто виноват? Все, начиная с правительства Российской Федерации и кончая нами, простыми гражданами, которые оставили село и разбежались по Руси в поисках лучшей жизни. И надо благодарить тех, кто остался на селе, обрабатывает землю, отвоевывает ее от наступающего леса, как это было сотни лет назад, поддерживать тех, кто растит хлеб, картошку, сахарную свеклу, производит молоко и мясо. Ягодами и грибами сыт не будешь.

Сейчас модно стало приезжать на малуюродину и «разносить» в пух и прах ее жизнь, установившиеся порядки. Возвращайтесь на село, обустраивайте его, создавайте «райские уголки», работайте на земле и живите в свое удовольствие, получайте прибыльи сверхприбыль. Этого делать никому не запрещено.

Н. ТУКМАКОВ.