Наша история. Тоузаково.

ТоузаковоОт села осталась только церковь

«Умирают деревни, умирают деревни!

Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.

Где отыщется слово суровей и гневней,

Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!

Без печали и слёз, будто так полагается,

Составляется акт, что с таких-то вот пор

Деревенька та “с данных учётных снимается”

И её больше нет. Вот и весь разговор…»(Эдуард Асадов)

Эти строки в полной мере относятся к селу под названием Тоузаково.

Когда я была маленькой, мы часто ездили к бабушке в Елховку, дорога проходила как раз мимо места, где раньше находилось село Тоузаково. Каждый раз, проезжая мимо, я вглядывалась в очертания одинокой церкви, которая стоит посреди бескрайних полей. Тогда на меня это производило жуткое впечатление.

Тоузаково. Антонина Александровна ПодоляеваПозднее я много раз пыталась найти более подробную информацию об этом селе, но никто ничего внятного сказать не мог. И мне стало обидно: ну было же село, стояли дома, жили люди… и вдруг всё забылось. Благодаря друзьям мне удалось найти женщину, которая родилась и выросла в этом селе – Антонину Александровну Подоляеву, 1930 г.р. Она с большим удовольствием согласилась мне всё рассказать.

- Как сторож стоит наша церковь, хотя и сторожить-то уже нечего, а она всё стоит,- начала свой рассказ Антонина Александровна.

- Наше село было старое, образовалось в 1550-х годах. Когда Иван Грозный шёл на Казань, то награждал своих людей землями, вот и досталась эта земля некоему ротмистеру Тоузакову за заслуги перед отечеством.

«В моё время село насчитывало 250 домов, не больше. Местность не богатая: вокруг нет ни леса, ни речки, только один пруд. Село было сгруппировано вокруг этого пруда: верхнюю часть, где стояла церковь, называли Поповка – 45 домов, а нижнюю часть называли просто – «Село», там домов 200 стояло. Ещё были улицы Коробовка, Сытинка, а около кладбища - «Мёртвый конец», - рассказывала моя собеседница. Она со вздохом и сожалением сказала: «А какие яблоневые сады росли на Поповой стороне. На «Селе» почему-то таких не было».

От своей бабушки (1882 г.р.) Антонина Александровна узнала, что сначала церковь была деревянная, но со временем жители решили заменить её на каменную. «Мой прадед был церковным старостой, поэтому собрали сход в нашем доме. И начали спорить: жители «Села» настаивали, что церковь нужно перенести к ним за пруд, там и площадь больше, и место ровнее, но «поповчане» не соглашались. Надоело прадеду слушать спор, и он вышел на улицу. А там увидел, как с неба спускается «огненная стрела», позвал он всех, чтобы и они увидели знамение. Все решили, что это сама Пресвятая Богородица указала место и переносить церковь не стали. Кирпичи для стройки обжигали сами, а в известковый раствор для кладки добавляли яйца, которые собирали по всем близлежащим сёлам. Церковь пробовали много раз разобрать, но она не поддаётся, кресты все поснимали, а кладку разбить не получается», - рассказывала Антонина Александровна.